Типы документов



Постановление Правительства Воронежской обл. от 22.12.2023 N 961 "Об основных направлениях государственной долговой политики Воронежской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2023 г. в„– 961

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025
И 2026 ГОДОВ

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Воронежской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГУСЕВ





Приложение

Утверждены
постановлением
Правительства Воронежской области
от 22.12.2023 в„– 961

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 и 2026 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления государственной долговой политики Воронежской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) сформированы на основе приоритетов, определенных:
- Перечнем поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года (утвержден Президентом Российской Федерации 02.05.2021 в„– Пр-753);
- Перечнем поручений Президента Российской Федерации по результатам проверки исполнения решений Президента Российской Федерации по вопросам эффективности принятия мер по сокращению дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации от 4 января 2017 года в„– Пр-32;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года в„– 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 года в„– 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года в„– 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 года в„– 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года в„– 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации";
- постановлением Правительства Воронежской области от 25 декабря 2013 года в„– 1163 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Управление государственными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами, повышение устойчивости бюджетов муниципальных образований Воронежской области".

2. Итоги реализации долговой политики

Цели и задачи долговой политики, утвержденные Правительством Воронежской области на 2022 - 2023 годы, выполнены.
Параметры государственного долга Воронежской области (далее - государственный долг) и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2023 года государственный долг составил 20 млрд 884,0 млн рублей. Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (далее - уровень государственного долга, долговая нагрузка) по состоянию на 1 января 2023 года составило 16 процентов, что не превысило предельных значений (38 процентов), установленных дополнительным соглашением о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Воронежской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года в„– 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - дополнительные соглашения о реструктуризации).

Таблица

Основные показатели долговой нагрузки на бюджет
за 2019 - 2023 годы

в„– п/п
Наименование показателя
Годы
2019
2020
2021
2022
2023 (оценка)
1
Дефицит (-), профицит (+) областного бюджета, млн рублей
+3359,5
+6341,2
+19242,0
+269,6
-19633,3
2
Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
-
-
-
-
14,4 <1>
3
Объем государственного долга, млн рублей
27452,7
17667,2
16791,0
20884,0
28918,4
4
Объем государственного долга по рыночным заимствованиям, млн рублей
15280,9
0
0
0
0
5
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
33
19
15
16
21
6
Отношение объема государственного долга по рыночным заимствованиям к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %
18
0
0
0
0
7
Расходы на обслуживание государственного долга, млн рублей
396,9
65,7
17,9
50,2
157,6

--------------------------------
<1> С учетом снижения остатков средств на счетах (в соответствии со статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) - 0%.

По итогам 2022 года произошло увеличение объема государственного долга за счет бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее - инфраструктурные бюджетные кредиты) на срок до 15 лет под процентную ставку 3 процента годовых, бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - бюджетный кредит на замещение рыночной задолженности) под процентную ставку 0,1 процента годовых со сроком погашения до 2028 года.
В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 4 января 2017 года в„– Пр-32 о формировании долговой политики субъектов Российской Федерации, учитывающей минимизацию привлечения коммерческих кредитов, кредиты от кредитных организаций (далее - рыночный долг) в 2022 году не привлекались, долговые обязательства по рыночному долгу полностью отсутствовали. Структура государственного долга состояла только из бюджетных кредитов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2022 года в„– 1662 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" субъекты Российской Федерации в 2022 году были освобождены от погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам. Обслуживание долговых обязательств области осуществлено в установленный срок и в полном объеме.
В соответствии с оценкой долговой устойчивости, проведенной в 2023 году Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года в„– 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации", Воронежская область отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
В 2023 году приоритеты долговой политики сохраняются. Условия, установленные дополнительными соглашениями о реструктуризации, соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, выполняются.
В 2023 году продолжается реализация комплекса разработанных Правительством Российской Федерации мер экономической поддержки регионов, направленных на развитие инфраструктуры и жилищного строительства: привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, а также предоставление государственных гарантий Воронежской области в целях обеспечения займов по договорам с обществом с ограниченной ответственностью "Специализированное общество проектного финансирования "Инфраструктурные облигации" под процентную ставку 4 процента годовых до 2032 года (далее - механизмы "инфраструктурного меню").
В связи с этим по итогам 2023 года долговая нагрузка на бюджет увеличится до уровня 21 процента, но останется ниже уровня государственного долга, установленного дополнительными соглашениями о реструктуризации (34 процента). Рост государственного долга происходит за счет займов на реализацию инвестиционных проектов, а не на финансирование текущих расходов. Погашение этого долга должно быть в полной мере обеспечено за счет бюджетных эффектов от реализации этих проектов.

3. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики

Долговая политика является производной от бюджетной политики Воронежской области и определяется текущими особенностями развития экономики Воронежской области и Российской Федерации в целом, а также требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.
Основным фактором, определяющим долговую политику в 2024 - 2026 годах, остается соблюдение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации, соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством.
Данными соглашениями (дополнительными соглашениями) установлены следующие условия:
- обеспечение в 2024 - 2026 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (утвержденный законом Воронежской области об областном бюджете и сложившийся по данным годового отчета об исполнении областного бюджета в 2024 - 2026 годах дефицит областного бюджета может превысить установленный показатель на сумму поступлений, предусмотренных абзацем третьим пункта 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
- обеспечение в 2024 - 2026 годах доли общего объема государственного долга не более 32 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений соответственно за 2024 год, 2025 год и 2026 год, в том числе доли общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, не более 30 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений соответственно за 2024 год, 2025 год и 2026 год;
- обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, а также установление аналогичных норм в акте высшего исполнительного органа Воронежской области, устанавливающем порядок предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам;
- направление в Министерство финансов Российской Федерации для согласования до внесения в законодательный орган Воронежской области предполагаемых изменений в закон о бюджете Воронежской области в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета Воронежской области;
- направление средств бюджетных кредитов, привлекаемых с использованием механизмов "инфраструктурного меню", на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и (или) инвестиционных проектов.
Другим фактором, определяющим долговую политику, является поддержание долговой устойчивости Воронежской области на уровне заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости по показателям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2020 года в„– 227 "Об утверждении Правил проведения оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации":
- объем государственного долга субъекта Российской Федерации к общему объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений;
- доля расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации в общем объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года, без учета платежей, направляемых на досрочное погашение долговых обязательств со сроками погашения после 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, к общему объему налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- доля краткосрочных долговых обязательств в общем объеме государственного долга субъекта Российской Федерации.

4. Цели и задачи долговой политики

Целью долговой политики является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Воронежской областью обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
На 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов данная цель долговой политики будет достигаться через решение следующих задач:
- формирование показателей долговой устойчивости Воронежской области на уровне, обеспечивающем отнесение субъекта к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
- исполнение долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
- поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение;
- оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований, обеспечение равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;
- осуществление государственных внутренних заимствований Воронежской области в зависимости от конъюнктуры финансового рынка. Проведение мониторинга возможности использования государственных ценных бумаг Воронежской области как источника долгосрочного финансирования дефицита бюджета и рефинансирования долговых обязательств. Обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга;
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Воронежской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 марта 2015 года в„– 292 "О дополнительных условиях и порядке проведения в 2015 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 13 декабря 2017 года в„– 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", от 28 июня 2021 года в„– 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- обеспечение выполнения обязательств, установленных Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года в„– 1190 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов", от 31 марта 2023 года в„– 525 "Об утверждении Правил предоставления Федеральным казначейством бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета и о внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", от 29 марта 2023 года в„– 501 "О внесении изменения в пункт 12(1) Положения о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, о приостановлении действия подпункта "а" пункта 1(1) и пункта 2(1) Правил предоставления субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и об особенностях предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году".

5. Инструменты реализации долговой политики

Результаты планирования государственного долга отражаются в программах государственных внутренних заимствований Воронежской области и государственных гарантий Воронежской области, утверждаемых законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В 2024 - 2026 годах будет продолжено взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по вопросам привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов. Президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации Воронежской области одобрены заявки на финансирование инфраструктурных проектов за счет средств бюджетных кредитов из федерального бюджета на сумму 11266,7 млн рублей, в том числе на 2022 год - 2395,0 млн рублей, на 2023 год - 4272,3 млн рублей, на 2024 год - 4290,4 млн рублей, на 2025 год - 309,0 млн рублей.
Особое внимание необходимо уделить реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года в„– 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Задолженность субъекта Российской Федерации подлежит списанию в объеме поступления в федеральный бюджет в течение периода погашения реструктурированной задолженности налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.
Для поддержания текущей ликвидности областного бюджета предусматривается привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в Управлении Федерального казначейства по Воронежской области под процентную ставку 0,1 процента годовых на условиях, установленных действующим законодательством. Также планируется обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, и сохранение установленной аналогичной нормы в порядке предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета местным бюджетам, утверждаемым актом высшего исполнительного органа Воронежской области.
На этапах планирования и осуществления государственных заимствований происходит выбор конкретных инструментов, определение наиболее благоприятных временных периодов для выхода на рынок в целях привлечения заемных ресурсов, осуществление закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Информация о проводимой долговой политике является открытой и общедоступной. Соответствующие сведения предоставляются в различных формах, в том числе на тематической странице министерства финансов Воронежской области в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет". Раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике является важным элементом формирования благоприятной кредитной истории Воронежской области.

6. Анализ рисков для бюджета, возникающих
в процессе управления государственным долгом

Основными рисками, возникающими в процессе управления государственным долгом, являются:
1. Риск рефинансирования - вероятность невозможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для погашения долговых обязательств в установленные сроки.
В целях снижения риска рефинансирования долга на постоянной основе осуществляется мониторинг конъюнктуры долгового рынка. Структура государственного долга формируется с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.
2. Процентный риск - вероятность увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок по рыночным заимствованиям.
Расходы на обслуживание долговых обязательств по вновь привлекаемым рыночным заимствованиям планируются по ставкам на уровне ключевой ставки, установленном Центральным банком Российской Федерации, увеличенном на 1 процент годовых.
3. Операционный риск - вероятность возникновения дополнительных затрат из-за нарушения ответственными исполнителями бюджетного законодательства, условий государственных контрактов и соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Управлением Федерального казначейства по Воронежской области, а также сбоев или отказа используемых автоматизированных информационных систем.
Указанные риски должны снижаться путем обеспечения системы постоянного контроля за соблюдением установленных процедур, регламентов деятельности, обеспечения информационной безопасности, применения программ, оборудования, предупреждающих о возможных проблемах и отклонениях.
В результате привлечения Воронежской областью бюджетного кредита на замещение рыночной задолженности и направления его муниципальным образованиям Воронежской области появился риск невозврата (несвоевременного возврата) данного кредита муниципальными образованиями. В связи с этим муниципальные образования Воронежской области обязаны представлять в министерство финансов Воронежской области документы и материалы, необходимые для согласования программ муниципальных внутренних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы, являющихся приложениями к подготовленному к внесению в представительный орган муниципального образования проекту местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также проекту изменений в решение о местном бюджете на текущий финансовый год и плановый период (текущий финансовый год).
По оценке Министерства финансов Российской Федерации, состояние долговой устойчивости Воронежской области свидетельствует о низком уровне рисков.

7. Иные положения в соответствии с правовыми актами,
регулирующими бюджетные отношения

Достижение цели и реализация задач долговой политики осуществляются путем выполнения Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Воронежской области на период до 2034 года, утвержденного распоряжением Правительства Воронежской области от 20 февраля 2018 года в„– 136-р, включающего мероприятия по оптимизации расходов, росту доходов бюджета Воронежской области и сокращению государственного долга.
Формирование областного бюджета осуществляется в рамках утвержденных мероприятий. При исполнении областного бюджета будет осуществляться анализ использования бюджетных ассигнований получателями средств областного бюджета в целях своевременного принятия решений о перераспределении или сокращении расходов, потребность в которых отсутствует.
Решению задач долговой политики будет способствовать также последовательное, постоянное и эффективное взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством. Реализация основных направлений долговой политики позволит сохранить бюджетную и долговую устойчивость областного бюджета, выполнить принятые обязательства и условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, дополнительных соглашений о реструктуризации задолженности, а также реализовать новые механизмы "инфраструктурного меню".
Таким образом, в 2024 - 2026 годах долговая политика сохранит тенденции эффективного управления государственным долгом.


------------------------------------------------------------------