Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 28.04.2023 по делу N 3а-413/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1.2, 5.2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, утв. приказом ДСЗ Воронежской области от 08.06.2020 N 33/н>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2023 г. по делу в„– 3а-413/2023

(извлечение)

Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Пунктом 1.1.2 названного Порядка предусмотрено, что единовременная денежная выплата предоставляется однократно медицинским работникам, заключившим трудовой договор с медицинской организацией, указанной в статье 97.19 Закона Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (далее - медицинская организация) при одновременном соблюдении условий, установленных статьей 97.20 Закона Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области". При обращении за единовременной денежной выплатой после расторжения трудового договора с медицинской организацией единовременная денежная выплата не предоставляется.
Пунктом 5.2 Порядка установлено, что предоставление единовременной денежной выплаты прекращается на основании решения, принятого КУВО "УСЗН" района, в следующих случаях:
- смерть получателя;
- по заявлению получателя;
- установление факта предоставления недостоверных и (или) неполных сведений, на основании которых была назначена единовременная денежная выплата.
Приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н опубликован 22 июня 2020 года в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru и на официальным интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Т.А.М. обратилась в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании недействующими пунктов 1.1.2, 5.2 приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н, указав в обоснование требований, что в период с 15 сентября 2021 года по 19 октября 2021 года работала в Бюджетном учреждении здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника в„– 3" в должности участкового врача-терапевта на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной законом, и в соответствии с частями 2, 3 статьи 97.20 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" имеет право на единовременную выплату в сумме 100000 руб. В мае 2022 года Т.А.М. обратилась с заявлением для назначения единовременной выплаты, предоставив необходимые документы. Казенным учреждением Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" в уведомлении от 03 июня 2022 года в„– отказано в социальной поддержке в связи с отсутствием правовых оснований, поскольку на момент подачи заявления трудовой договор между Т.А.М. и медицинской организацией расторгнут.
Административный истец указывает, что нарушается ее право на социальную поддержку, возникшее 15 сентября 2021 года, и ограничивают свободу выбора места работы.
Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 30 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований Т.А.М. к Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района г. Воронежа" о признании права на назначение единовременной выплаты, обязании назначить и выплатить единовременную выплату отказано.
Полагает, что департамент социальной защиты Воронежской области в приказе от 08 июня 2020 года в„– 33/н установил нормы права, не соответствующие статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", превысив свои полномочия.
На основании изложенного Т.А.М. просит признать недействующими пункты 1.1.2, 5.2 Приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н "Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь".
Определением Воронежского областного суда от 29 марта 2023 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" (л.д. 135 - 136).
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик департамент социальной защиты Воронежской области возражает против удовлетворения административных исковых требований Т.А.М., просит в их удовлетворении отказать. Указывает, что департамент как исполнительный орган государственной власти Воронежской области издает в пределах своей компетенции правовые и нормативные правовые акты, приказы, которые являются обязательными для исполнения на территории Воронежской области. Проект оспариваемого нормативного правового акта был размещен в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы и в течение 7 рабочих дней со дня размещения направлен в прокуратуру Воронежской области 27 мая 2020 года. Кроме того, прошел процедуру государственной регистрации в Регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, предусмотренную Положением о ведении регистра нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 03 марта 2016 года в„– 122 "О регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области", после чего 08 июня 2020 года приказу присвоен номер 435. Официально размещен в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru 22 июня 2020 года. Оспариваемые положения пункта 1.1.2 Порядка соответствуют нормам статьи 97.20 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области". Наличие в Приказе положений, регламентирующих порядок приостановления и прекращения предоставления единовременной денежной выплаты, обусловлено необходимостью недопущения наличия в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устанавливающих для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, выражающихся в отсутствие или неполноте административных процедур - отсутствия порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления и их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка (л.д. 103 - 106).
В письменных возражениях на административное исковое заявление заинтересованное лицо Казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" в удовлетворении требований Т.А.М. просит отказать. Указывает, что за департаментом социальной защиты Воронежской области закреплена функция по определению порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинскими работниками медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первую доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную медицинскую помощь (подпункт 3.3.98 пункт 3.3 раздела 3 Положения). Административным истцом оспариваются положения порядка, определяющие процедуру предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам. Считает, что положения пункта 1.1.2 Порядка соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы. Учитывая структуру Порядка, как нормативного правового акта в целом, положения подпункта 1.1.2 пункта 1.1 раздела 1 Порядка, разъясняющие в общих положениях нормативного правового акта категории граждан, имеющих право на единовременную денежную выплату, не могут по своей правовой природе вступать в противоречие с иными пунктами Порядка. В подпункте 3.3 пункта 3 Порядка указаны случаи, когда учреждение принимает решение об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты: отсутствие правовых оснований, установленных Законом Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области"; наличие в заявлении и (или) представленных документах недостоверных и (или) неполных сведений. Положения пункта 5.2 раздела 5 Порядка регламентирует порядок действий уполномоченного органа в случае возникновения ситуаций, влекущих к возможности приостановления или прекращения предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам. Для того, чтобы приостановить или прекратить выплату необходимо для начала ее назначить. Порядок предоставления (отказа в предоставлении) единовременной денежной выплаты медицинским работникам регулируется разделом 3 Порядка. Административному истцу было отказано в назначении денежной выплаты в связи с отсутствием правовых оснований (на дату подачи заявления 19 мая 2022 года трудовой договор с медицинской организацией уже был расторгнут). В случае соблюдения условий, установленных главой 23.6 Закона Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области", право медицинского работника на единовременную денежную выплату (предусмотренную пунктом 2 статьи 97.19 закона в„– 103-ОЗ), подтверждается справкой с места работы, форма и порядок выдачи которой определяется исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья. Учреждение соблюдает установленный нормативными правовыми актами Порядок, положения которого последовательны и логичны, не противоречат друг другу (л.д. 158 - 159).
Административный истец Т.А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщила, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращалась.
Представитель административного истца по ордеру адвокат Беленов В.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в установленном порядке, о причинах неявки суду не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности К.Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" по доверенности К.М.В. возражала против удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного истца Т.А.М. и ее представителя по ордеру адвоката Беленов В.Ф.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности К.Л.В., представителя заинтересованного лица Казенного учреждения Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" по доверенности К.М.В., исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, учитывая заключение прокурора отдела прокуратуры Воронежской области Бескакотова А.А., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что в период с 15 сентября 2021 года по 19 октября 2021 года Т.А.М. работала в Бюджетном учреждении здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника в„– 3" в должности врача-терапевта участкового (л.д. 36).
Из пунктов 1.1, 1.2 трудового договора в„– от 15 сентября 2021 года, заключенного между БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника в„– 3" и Т.А.М., следует, что Т.А.М. принята на работу, которая является для работника основной, на должность врача-терапевта участкового в объеме 1.0 ставки (л.д. 13 - 21).
Во исполнение трудового договора оформлен приказ в„– от 15 сентября 2021 года о приеме на работу, сведения о котором отражены в трудовой книжке Т.А.М.
19 октября 2021 года Т.А.М. уволена из БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника в„– 3" по собственному желанию на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ в„– от 19 октября 2021 года).
В период с 01 февраля 2022 года по 31 марта 2022 года Т.А.М. состояла в трудовых отношениях с БУЗ Воронежской области "Воронежская городская клиническая поликлиника в„– 1" на должности врача-терапевта участкового, трудовой договор был расторгнут по инициативе работника.
С 01 апреля 2022 года по настоящее время Т.А.М. не трудоустроена.
19 мая 2022 года Т.А.М. обратилась в Казенное учреждение Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 97.19 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Воронежской области".
По результатам рассмотрения представленных документов вынесено решение от 02 июня 2022 года в„– 21 об отказе в назначении единовременной денежной выплаты в связи с отсутствием правовых оснований (на дату подачи заявления трудовой договор с медицинской организацией расторгнут) (л.д. 22).
18 августа 2022 года Т.А.М. обратилась в департамент социальной защиты Воронежской области по вопросу назначения ей единовременной денежной выплаты.
Департаментом социальной защиты Воронежской области в ответе от 07 октября 2022 года в„– Т.А.М. разъяснено об отсутствии права на получение единовременной денежной выплаты медицинскому работнику, поскольку по состоянию на 11 марта 2022 года (на день выдачи справки с места работы) она не состояла в трудовых отношениях с БУЗ Воронежской области "Воронежская городская поликлиника в„– 3". Исходя из пункта 1.1.2 Порядка, при обращении за единовременной денежной выплатой после расторжения трудового договора с медицинской организацией единовременная денежная выплата не предоставляется (л.д. 23 - 24).
Аналогичный ответ на обращение Т.А.М. дан правительством Воронежской области 26 октября 2022 года в„– в„– (л.д. 25, 27).
Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 30 ноября 2022 года по гражданскому делу в„– 2-5777/2022 Т.А.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Казенному учреждению Воронежской области "Управление социальной защиты населения Коминтерновского района города Воронежа" о признании права на назначение единовременной выплаты по категории Медицинские работники медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, об обязании назначить и выплатить единовременную выплату по категории Медицинские работники медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (л.д. 119 - 123).
Апелляционным оставленным судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 апреля 2023 года решение Коминтерновского районного суда города Воронежа от 30 ноября 2022 года оставлено без изменения.
С учетом установленных судом обстоятельств Т.А.М. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Как установлено частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В этой связи судом должна быть проверена законность приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н в оспариваемой части.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статьи 7, 39), которая, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3). Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 3).
В части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено право Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относится создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских работников и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критерии нуждаемости.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года в„– 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации.
Частью 3 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2013 года в„– 1132 утверждено Положение о департаменте социальной защиты Воронежской области.
Департамент социальной защиты Воронежской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах (пункт 1.1 Положения).
Департамент как исполнительный орган государственной власти издает в пределах своей компетенции правовые и нормативные правовые акты - приказы, которые являются обязательными для исполнения на территории Воронежской области (пункт 1.9 Положения).
Департамент предоставляет следующие государственные услуги: определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (пункт 3.3.98 Положения).
На территории Воронежской области меры социальной поддержки и порядок их предоставления медицинским работникам определяются в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (далее по тексту - Закон Воронежской области в„– 103-ОЗ).
Главой 23.6 Закона Воронежской области в„– 103-ОЗ установлены дополнительные меры социальной поддержки медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (л.д. 55 - 67).
Статья 6 Закона Воронежской области от 07 июля 2006 года в„– 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" устанавливает, что официальным опубликованием нормативного правового акта иных исполнительных органов Воронежской области считается первая публикация его полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н был опубликован 22 июня 2020 года в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru и на официальным интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что, принимая оспариваемый нормативный правовой акт, департамент социальной защиты Воронежской области действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, порядку опубликования.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа департамента социальной защиты Воронежской области федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации, и предусмотрел право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам за счет соответствующих бюджетных ассигнований.
Установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и, соответственно, является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан и, следовательно, привлечения к осуществлению медицинской деятельности квалифицированных специалистов (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2018 года в„– 2930-О).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, с целью привлечения медицинских кадров для работы на территории Воронежской области, законодатель в Законе Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" предусмотрел, в частности, механизм предоставления единовременных денежных выплат, а также порядок и условия их предоставления.
Статьей 97.19 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ установлено, что медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь (далее в настоящей главе - медицинские работники), предоставляются следующие дополнительные меры социальной поддержки: 1) ежемесячная денежная компенсация платы за наем жилого помещения по договору найма; 2) единовременная денежная выплата.
В соответствии с частью 2 статьи 97.20 Закона Воронежской области в„– 103-ОЗ единовременная денежная выплата, указанная в пункте 2 статьи 97.19 настоящего Закона Воронежской области, предоставляется медицинским работникам однократно при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если работа в медицинских организациях, указанных в статье 97.19 настоящего Закона Воронежской области, является основным местом работы медицинского работника;
2) трудовой договор между медицинским работником и медицинской организацией, указанной в статье 97.19 настоящего Закона Воронежской области, заключен на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации;
3) медицинский работник занимает впервые одну из должностей, указанных в части 3 настоящей статьи, при этом приказ (распоряжение) работодателя издан не ранее дня вступления в силу настоящего <адрес>.
Единовременная денежная выплата, указанная в пункте 2 статьи 97.19 настоящего Закона Воронежской области, предоставляется врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) в размере 100000 рублей (абзац третий части 3 статьи 97.20 Закона Воронежской области в„– 103-ОЗ).
В случае соблюдения условий, установленных настоящей главой, право медицинского работника на единовременную денежную выплату, предусмотренную пунктом 2 статьи 97.19 настоящего Закона Воронежской области, подтверждается справкой с места работы, форма и порядок выдачи которой определяется исполнительным органом государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья (часть 4 статьи 97.20 Закона Воронежской области в„– 103-ОЗ).
По смыслу приведенных положений, предоставление единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций - это дополнительная гарантия отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за счет средств соответствующих бюджетов.
В пункте 1.1.2 Порядка, законность которого оспаривается административным истцом, закреплено, что единовременная денежная выплата предоставляется однократно медицинским работникам, заключившим трудовой договор с медицинской организацией, указанной в статье 97.19 Закона Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" при одновременном соблюдении условий, установленных статьей 97.20 Закона Воронежской области от 14.11.2008 в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области". При обращении за единовременной денежной выплатой после расторжения трудового договора с медицинской организацией единовременная денежная выплата не предоставляется.
Пунктом 5.2 Порядка установлено, что предоставление единовременной денежной выплаты прекращается на основании решения, принятого КУВО "УСЗН" района, в следующих случаях: смерть получателя; по заявлению получателя; установление факта предоставления недостоверных и (или) неполных сведений, на основании которых была назначена единовременная денежная выплата.
Таким образом, оспариваемые пункты Порядка предоставления единовременной денежной выплаты определяют механизм предоставления и прекращения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, перечисленных в региональном законодательстве.
Оспариваемые нормы не ограничивают право медицинских работников медицинских организаций на получением мер социальной поддержки, по сравнению с объемом прав, гарантированных Федеральным законом от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Каких-либо предписаний, входящих в противоречие с нормами, имеющими большую юридическую силу, оспариваемые пункты 1.1.2, 5.2 приказа не содержат.
Департамент социальной защиты Воронежской области, утверждая Порядок предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций на территории Воронежской области, реализовал свои дискреционные полномочия по определению условий назначения, порядка выплаты и прекращения единовременной денежной выплаты.
Кроме того, следует учитывать, что конкретный круг лиц, которым предоставляется единовременная денежная выплата, федеральный законодатель не определил, полномочия по его определению предоставлены органам государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из того, что предоставление единовременной выплаты осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, которые и должны определить круг лиц, которым предоставляется выплата.
Суд в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу о том, что пункты 1.1.2, 5.2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, утвержденного приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, напротив, приняты в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области".
Довод административного истца о противоречии оспариваемых пунктов Порядка статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятелен.
Оспариваемые положения Порядка не регулируют отношения в сфере наследования, не изменяют установленные нормами наследственного права условия наследования, состав наследственного имущества и круг наследников по закону, поэтому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае неприменимы.
При этом административный истец самостоятельно выбрала способ реализации своих прав, на момент трудовых отношений с медицинской организацией с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в соответствии с пунктом 2 статьи 97.19 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года в„– 103-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан Воронежской области" не обращалась.
В связи с изложенным, правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Т.А.М. не имеется, поскольку оспариваемые в части положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в нем отсутствуют признаки неопределенности и нарушений прав и законных интересов административного истца.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Таким образом, приказ департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, издан компетентным органом с соблюдением установленного порядка и не нарушает прав административного истца, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т.А.М. к департаменту социальной защиты Воронежской области о признании недействующими пунктов 1.1.2, 5.2 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты медицинским работникам медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Воронежской области в сфере охраны здоровья, оказывающим первичную доврачебную медико-санитарную помощь, первичную врачебную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, утвержденного приказом департамента социальной защиты Воронежской области от 08 июня 2020 года в„– 33/н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 мая 2023 года.


------------------------------------------------------------------