По датам
Полезное
Выборки
Решение Воронежского областного суда от 19.12.2023 по делу N 3а-992/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 6, 7, 17 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области, утв. постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 N 723>
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2023 г. по делу в„– 3а-992/2023
(извлечение)
Постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области (далее - Порядок), который предусматривает, что в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам министерство дорожной деятельности Воронежской области, администрации муниципальных образований Воронежской области (далее - владельцы автомобильных дорог) обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главами III (Временные ограничения или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог) и VII (Временные ограничения или прекращение движения, вводимые в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения, при проведении публичных и массовых мероприятий) настоящего Порядка. Владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильных дорог о сроках временных ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (пункт 6); при издании акта о введении ограничений владельцы автомобильных дорог обязаны за 30 дней (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 34 настоящего Порядка, когда о временных ограничениях или прекращении движения пользователи автомобильных дорог информируются незамедлительно) до начала введения временных ограничений или прекращения движения информировать пользователей автомобильных дорог путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений или прекращения движения, а также о возможных маршрутах объезда (в случаях, предусмотренных главами III и VII настоящего Порядка). Владельцы автомобильных дорог информируют пользователей автомобильных дорог путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ранее вводимых временных ограничениях (не менее трех лет), предусмотренных главой IV настоящего Порядка (пункт 7).
Также в пункте 17 Порядка закреплено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, предусмотренные главой IV настоящего Порядка (Временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков), в весенний период не распространяются, в частности, на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, кормов для сельскохозяйственных животных, удобрений, почты и почтовых грузов.
Данное постановление официально опубликовано в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (http://www.govvrn.ru) 26.07.2019, на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26.07.2019.
Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой обслуживающий кооператив "В" обратился в суд с административным иском о признании недействующими пунктов 6 и 7 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723, закрепляющих за министерством дорожной деятельности Воронежской области обязанность принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, и информировать пользователей автомобильных дорог о причинах и сроках таких ограничений или прекращения движения, а также о возможных маршрутах объезда в случаях, предусмотренных главами III и VII Порядка, и возложении на Правительство Воронежской области обязанности по принятию заменяющего правового акта, распространяющего положения пунктов 6 и 7 Порядка на случаи, указанные в главе IV Порядка; о признании недействующим пункта 17 настоящего Порядка с принятием заменяющего нормативного правового акта, устанавливающего исключения распространения временных ограничений движений в весенний период, в том числе и для транспортных средств, двигающихся к месту погрузки товара, перевозка которого входит в список исключений.Административный иск мотивирован тем, что в соответствии с указанным Порядком министерством дорожной деятельности Воронежской области 06.03.2023 был вынесен приказ в„– 39 "О временном ограничении движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области", согласно которому в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог в период неблагоприятных сезонных природно-климатических условий, в целях обеспечения сохранности дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области было введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по указанным автомобильным дорогам на период с 10.04.2023 по 30.04.2023 с превышением временно установленной предельно допустимой нагрузки на ось в размере 5 тонн. Административный истец был привлечен к административной ответственности за движение 11.04.2023 в 23:50:35 по автомобильной дороге "Воронеж - Луганск" автомобиля Мерседес-Бенц AKTROS 1844LS, государственный регистрационный знак <...>, принадлежащего кооперативу, в составе 5-основного автопоезда, в нарушение действующего законодательства, с нагрузкой на переднюю ось более 5 тонн. При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что транспортное средство двигалось пустым в пункт погрузки животных - крупнорогатого скота, расположенный по адресу: <адрес>, для дальнейшей их перевозки на место убоя: <адрес>. Согласно позиции административного органа положения пункта 17 Порядка, как и пункта 7 приказа, не распространяются на случаи движения транспортного средства к месту загрузки, поскольку не содержат такого исключения. По результатам рассмотрения обращения от 14.07.2023, адресованного в прокуратуру Воронежской области и переадресованного руководителю аппарата Губернатора и Правительства Воронежской области, был получен ответ от 06.09.2023, в котором указано, что пункт 17 Порядка соответствует федеральному законодательству и является исчерпывающим, не содержит информацию о применении исключений на случаи движения транспортных средств в пустом состоянии к месту загрузки; транспортное средство, выезжающее на автомобильную дорогу регионального, межмуниципального, местного значения Воронежской области, в период с 10.04.2023 по 30.04.2023 в базовой комплектации (в пустом состоянии) не должно было превышать действующую допустимую нагрузку на ось, установленную приказом; действующим Порядком не предусмотрено устройство объездов при введении временных ограничений движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Полагают, что оспоренный нормативный правовой акт противоречит положениям Федерального закона от 08.07.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Считают, что осуществить перевозку указанных в пункте 17 Порядка грузов без его нарушения при отсутствии объездов не представляется возможным, что делает неисполнимым данный пункт Порядка.
В судебном заседании представитель административного истца - Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового обслуживающего кооператива "В" по доверенности М.А.П. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Правительства Воронежской области, заинтересованного лица - министерства дорожной деятельности Воронежской области по доверенности В.Л.В. в судебном заседании административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Конституции РФ, положениями статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее по тексту - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из пункта 1 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723, указанный нормативный правовой акт разработан в соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2.1 статьи 30 данного Федерального закона предусмотрено, что временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
С приведенными нормативными положениями согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 1 Закона Воронежской области от 30.09.2008 в„– 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" постоянно действующим высшим исполнительным органом Воронежской области является Правительство Воронежской области, которое правомочно решать вопросы, отнесенные к его полномочиям федеральным законодательством, Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.
Соответственно, постановление Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723 принято в пределах компетенции Правительства Воронежской области, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Проверяя оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в указанном им аспекте.
Позиция административного истца о том, что положения пунктов 6 и 7 Порядка, которыми за уполномоченным органом не закреплена обязанность принимать меры по организации дорожного движения посредством устройства объездов в случае временного ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, противоречат федеральному законодательству, является ошибочной.
Согласно статье 14 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об автомобильных дорогах).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться: при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог (пункт 1); в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 2); в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог (пункт 2.1); в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 2.2); в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, а в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах предписано, что в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
Из содержания данной нормы следует, что она обязывает перечисленные в ней органы принимать меры по организации дорожного движения, то есть осуществлять комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, к которым относится и устройство объездов. При этом приоритета устройства объездов перед другими мерами по организации дорожного движения (установка временных знаков, реверсивное движение, временная разметка, одностороннее движение и др.) не установлено. Таким образом, часть 3 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах не возлагает на соответствующие органы обязанность по устройству объездов во всех случаях принятия решений об ограничении движения транспортных средств в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.
Данный вывод подтверждается и частью 4 указанной статьи, из которой видно, что в случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом. Обязанность по информированию о возможности воспользоваться объездом означает, что допустимы случаи, когда объезд для пользователей автомобильных дорог невозможен.
С учетом изложенного пункты 6 и 7 Порядка, не возлагающие на уполномоченный орган обязанность по устройству объездов и информированию о возможных маршрутах объезда во всех случаях принятия решений о временных ограничениях движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков, частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона об автомобильных дорогах не противоречат. Данный вывод согласуется с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 27.09.2011 в„– ГКПИ11-936.
В силу пункта 16 Порядка (в ранее действующей редакции) в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортного средства, нагрузка на ось или группу осей (тележку) которого превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области, регулирующим движение тяжеловесных транспортных средств. В редакции постановления Правительства Воронежской области от 26.06.2023 в„– 446 данный пункт Порядка содержит дополнение и про транспортные средства, общая масса которых превышает предельно допустимые нагрузки. Таким образом, в указанный период административный истец не лишается права на автомобильные перевозки, а лишь обязан осуществлять их, соблюдая требования статьи 31 Федерального закона об автомобильных дорогах.
В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона об автомобильных дорогах в редакции Федерального закона от 30.12.2015 в„– 454-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
На дату издания Порядка выдача специальных разрешений реализовывалась в соответствии с Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.06.2019 в„– 167, которым предусмотрено согласование маршрута транспортного средства с владельцами автомобильных дорог и условие о возмещении вреда, причиненного транспортным средством.
Как видно из постановления по делу об административном правонарушении от 26.05.2023 в„– 10610500230526019397, владелец транспортного средства - Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой обслуживающий кооператив "В" привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, выразившегося в том, что 11.04.2023 на автодороге Воронеж - Луганск водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, при этом предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда был превышен, в точности, двигался с нагрузкой 5.571 тонн на ось в„– 1 при допустимой нагрузке 5.000 тонн на ось.
Доводы представителя административного истца о том, что сторона административного ответчика не подтвердила сам факт выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в свою очередь, ими предпринимались попытки к получению такого разрешения, но безрезультатно (технический сбой в программе), нельзя признать заслуживающими внимания, поскольку правомерность установленной процедуры получения специального разрешения не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что при введении временных ограничений движения во время возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков движение транспортных средств не прекращается.
Как отмечалось ранее, вопросы ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах регулируются статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 в„– 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", предусматривающей, что указанные мероприятия с целью обеспечения безопасности дорожного движения могут осуществляться, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Статьей 21 того же Федерального закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом об автомобильных дорогах, согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.
Утвержденный постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723 Порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области (пункт 2).
В пункте 3 Порядка закреплено, что временные ограничения или прекращение движения устанавливаются, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом данным Порядком предусмотрены случаи, при наступлении которых указанные временные ограничения движения не применяются. В точности, в пункте 17 Порядка предусмотрено, что временные ограничения движения в весенний период не распространяются, в том числе, на перевозки пищевых продуктов, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, кормов для сельскохозяйственных животных, удобрений, почты и почтовых грузов.
По мнению административного истца, данный пункт Порядка содержит противоречия, поскольку, допуская в период временного ограничения движения перевозку животных транспортными средствами при превышении предельной допустимой осевой нагрузки, обязывает соблюдать предусмотренные им требования при движении транспортных средств без груза к месту загрузки.
Суд не может признать заслуживающей внимания такую позицию административного истца, поскольку административный ответчик действовал в пределах имеющихся у него полномочий, наличие исключений из установленных запретов допустимо и обоснованно, в связи с тем, что перевозка подразумевает перемещение каких-либо объектов с помощью транспортного средства. Также необходимо отразить, что перевозка как один из видов гражданско-правовых договоров заключается в обязанности перевозчика именно переместить груз в пространстве в конкретное место, обеспечить сохранность груза и выдать его уполномоченному на получение груза лицу.
В судебном заседании не установлено несоответствия оспариваемых положений пункта 17 Порядка законодательству, имеющему большую юридическую силу, стороной административного истца также не указано. По сути, административный истец не ставит под сомнение достоверность положений пункта 17 Правил, а полагает, что содержащиеся в оспариваемой части нормы невыполнимы и предлагает дополнить его положения, распространив указанные в нем исключения и на транспортные средства, двигавшиеся к месту погрузки товара. Таким образом, требования в указанной части, по существу, сводятся к решению вопроса о внесении в Порядок изменений в предлагаемой им редакции. Однако, в силу действующего законодательства внесение в нормативные правовые акты дополнений относится к исключительной компетенции соответствующего органа государственной власти, а не к компетенции суда.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка временные ограничения или прекращение движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, местного значения в границах населенных пунктов на территории Воронежской области вводятся, по общему правилу, на основании правового акта о введении ограничения или прекращения движения, которым устанавливаются, в том числе, предельно допустимые для проезда по автомобильным дорогам общая масса и (или) нагрузка на ось или группу осей (тележку), а также габаритные параметры транспортного средства.
Ссылку административного истца на то обстоятельство, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Федеральный закон об автомобильных дорогах понимал под тяжеловесным транспортным средством такое средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством РФ, поэтому установление временных ограничений движения для транспортных средств с нагрузкой на ось менее 10.000 тонн и, соответственно, получение специального разрешения не требовалось, нельзя признать состоятельной, поскольку возможность введения временных ограничений движения установлена не Порядком, а Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" и Федеральным законом об автомобильных дорогах, при этом Порядок не устанавливает параметры предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Как отмечено в административном исковом заявлении, в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723 министерством дорожной деятельности Воронежской области 06.03.2023 был издан приказ в„– 39 "О временном ограничении движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Воронежской области", согласно которому на период временного ограничения движения в весенний период (с 10.04.2023 по 30.04.2023) предельно допустимая нагрузка на ось транспортного средства, следующего по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Воронежской области, установлена в размере 5 тонн.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона об автомобильных дорогах для обеспечения сохранности автомобильных дорог проводится комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог).
Одним из элементов названного комплекса мероприятий является режим эксплуатации тяжеловесного транспортного средства, который должен соблюдаться.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовали Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 в„– 934.
Данные Правила устанавливали порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
При этом Правительством РФ было определено, что под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные:
Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 в„– 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
решением о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".
Кроме того, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 в„– 272, которые действовали до 01.01.2021, в редакции Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 в„– 341 содержали следующее понятие "тяжеловесного транспортного средства" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства, при этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимается масса транспортного средства согласно приложению в„– 1 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению в„– 2 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении им определенных условий, отраженных в абзаце пятом пункта 5 Правил.
Соответственно, не только в Федеральном законе об автомобильных дорогах указаны органы, правомочные определять предельно допустимую нагрузку на ось транспортного средства, в то же время данные обстоятельства не имеют правового значения при разрешении требований в заявленной редакции, как и проверка обоснованности принятого в отношении административного истца постановления по делу об административном правонарушении от 26.05.2023, которая осуществляется в ином судебном порядке.
Также следует отразить, что оспоренный Порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области, при этом не определяет конкретные временные ограничения, правомерность которых не входит в предмет рассмотрения по настоящему делу.
Оспариваемое нормативное регулирование не может расцениваться как нарушающее права административного истца как хозяйствующего субъекта, так как согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Кроме того, сама возможность ограничения федеральным законом прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства непосредственно закреплена частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд признает, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового обслуживающего кооператива "В" о признании недействующими пунктов 6, 7, 17 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 24.07.2019 в„– 723, и возложении обязанности по принятию заменяющего нормативного правового акта - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.01.2024.
------------------------------------------------------------------