Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 21.06.2023 по делу N 3а-398/2023 <О признании не действующим приказа ДЖКХиЭ Воронежской области от 17.01.2023 N 12 "О внесении изменений в приказ ДЖКХиЭ Воронежской области от 28.06.2021 N 109" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с закрытой централизованной системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу в„– 3а-398/2023

(извлечение)

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12 внесены изменения в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями в размере 0,0671 Гкал на 1 куб. м.
Данный приказ опубликован 27.01.2023 в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru), номер опубликования 3606202328097.
Общество с ограниченной ответственностью "Э" обратилось в суд с административным исковым заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании не действующим данного нормативного правового акта в указанной части.
В обоснование административного иска указано на то, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляет горячее водоснабжение многоквартирных домов в г. Воронеже. Как субъект отношений, регулируемых приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12, считает данный нормативный правовой акт в указанной части не действующим, поскольку изменения в приказ в части установления норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды внесены в недействующую часть приказа, нарушен порядок сбора информации, необходимой для утверждения норматива. Кроме того, полагают, что административный ответчик необоснованно объединил в общую категорию многоквартирные дома с приборами учета тепловой энергии и без них, при определении количества домов, которые составляют объем генеральной совокупности для расчета выборки, необоснованно использованы сведения о многоквартирных домах без учета разновидности системы горячего водоснабжения (открытая или закрытая). В нарушение пункта 33 Правил, утвержденных постановлением Правительства Воронежской области от 23.05.2006 в„– 306, при оценке репрезентативности предоставленных данных использована информация по многоквартирным домам по адресу: <адрес>. Также выражают несогласие с расчетом норматива, поскольку использовалась минимальная температура горячей воды (60 °C) из предусмотренного диапазона, что ничем не обосновано. По мнению административного истца, использование расчетного метода привело к утверждению экономически необоснованного норматива и нарушению баланса между потребляемым объемом коммунальных ресурсов и объемом ресурсов, подлежащих оплате. Фактический объем тепловой энергии, определенный на основании приборов учета, значительно превышает объем, определенный по оспариваемому заниженному нормативу.
В судебном заседании представители административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Э" по доверенности М.Е.А., директор общества Б.Л.Д. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Х.Е.В. в судебном заседании административный иск не признал, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление с приложением, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306). Данные Правила указаны в редакции до Постановления Правительства РФ от 13.09.2022 в„– 1598, то есть в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил в„– 306).
В судебном заседании установлено, что оспариваемый в части приказ принят уполномоченным органом - департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в пределах компетенции (пункт 3.1.1 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 в„– 1056).
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом - департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, в установленной форме - приказ, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. Кроме того, по этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Материалами дела достоверно подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью "Э" является теплоснабжающей организацией, поставляет по двухкомпонентному тарифу горячую воду на нужды в целях предоставления коммунальных услуг собственникам и иным пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домов в г. Воронеже. Указанный факт объективно подтвержден представленным в материалы дела перечнем домов и не опровергнут административным ответчиком.
В данном случае никто из лиц, участвующих в деле, не отрицал наличие у Общества с ограниченной ответственностью "Э" права на оспаривание приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109" в части норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 24 Правил в„– 306 норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил в„– 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил в„– 306).
При этом в соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Пунктом 33 Правил в„– 306 предусмотрено, что представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно пункту 32.1 Правил в„– 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32.2 Правил в„– 306).
Учитывая данные положения, следует отметить, что установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Кроме того, Правила устанавливают два обязательных условия для использования метода аналогов: достаточность выборки группы многоквартирных домов и ее репрезентативность.
Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения в„– 1 к названным правилам (пункт 34 Правил в„– 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил в„– 306).
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32 (2) Правил в„– 306.
В частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур, включающих в себя: определение общего количества каждого типа домов для применения метода аналогов, выбор домов, отвечающих требованиям достоверности показаний приборов учета и установление достаточности и репрезентативности выборки, расчет норматива.
В силу прямого указания Правил, измерения проводятся только при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил в„– 306).
В случае если в многоквартирном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение и производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в выборку включаются только многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами учета, определяющими объем холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учетом за период работы таких приборов учета в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для целей расчета нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Приложения в„– 1 к Правилам в„– 306 (в редакции до Постановления Правительства РФ от 13.09.2022 в„– 1598), объем выборки определяется на основе предварительной выборки в 2 этапа:
а) на первом этапе производится предварительный отбор многоквартирных домов или жилых домов, в отношении которых дисперсия выборочной совокупности определяется по следующей формуле:
(формула 2)
где:
n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов;
- месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах;
- среднее арифметическое предварительной выборки;
б) среднее арифметическое предварительной выборки рассчитывается по следующей формуле:
(формула 3),
где:
- месячный (среднемесячный) расход коммунальных ресурсов в отдельном i-м многоквартирном доме или жилом доме за наблюдаемый период в расчете на единицу измерения, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах;
n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов;
в) на втором этапе определяется дисперсия генеральной совокупности по следующей формуле:
(формула 4),
где:
- дисперсия выборочной совокупности;
в„– - объем генеральной совокупности (количество многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома по каждой группе домов);
n" - количество предварительно отобранных многоквартирных домов или жилых домов. Объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов.
По итогам проведенного расчета департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области пришел к выводу о невозможности применения метода аналогов по причине недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки.
В судебном заседании административный ответчик подтвердил, что на основании полученной от ресурсоснабжающих организаций информации с учетом требований пунктов 32, 32(1) Правил в„– 306 проведена дифференциация и определена генеральная совокупность по следующим группам многоквартирных домов:
многоквартирные дома с закрытой системой горячего водоснабжения с учетом следующих конструктивных особенностей:
с неизолированными стояками и с полотенцесушителями,
с неизолированными стояками и без полотенцесушителей,
с изолированными стояками и с полотенцесушителями,
с изолированными стояками и без полотенцесушителей;
многоквартирные дома с открытой системой горячего водоснабжения с учетом следующих конструктивных особенностей:
с неизолированными стояками и с полотенцесушителями,
с неизолированными стояками и без полотенцесушителей,
с изолированными стояками и с полотенцесушителями,
с изолированными стояками и без полотенцесушителей.
Аналогичным образом произведена дифференциация по многоквартирным домам с самостоятельным производством горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов (нецентрализованная система горячего водоснабжения).
В точности, генеральная совокупность по многоквартирным домам с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями составила 1507.
Далее, исходя из полученных данных об объеме генеральной совокупности, объемах тепловой энергии и горячей воды произведен расчет объема выборки по всем определенным группам многоквартирных домов в соответствии с формулами пунктов 1 - 2 приложения в„– 1 к Правилам в„– 306.
Так, по группе многоквартирных домов с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями предварительная выборка домов составила 152 дома, при этом объем выборки, рассчитанный в соответствии с формулами 1 - 4 приложения в„– 1 к Правилам в„– 306, составил 229 домов. Соответственно, административным ответчиком сделан вывод о том, что количество домов, удовлетворяющих представительности выборки, не совпадает с объемом выборки, рассчитанным по формулам 1 - 4 пункта 1 приложения в„– 1 к Правилам в„– 306.
В силу пункта 32 Правил в„– 306 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.
Как уже указывалось, информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32(2)).
В материалы дела стороной административного ответчика предоставлена копия запроса от 08.08.2022 в„– 65-11/5018, адресованного главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области, в котором предлагалось в срок до 31.08.2022 предоставить информацию об оснащенности многоквартирного дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории муниципального района или городского округа (том 2 л.д. 81 - 83).
В то же время департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не подтверждено как поступление такой информации, так и анализ затребованных сведений о конструктивных особенностях многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил в„– 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением в„– 2 к данным правилам.
В Правилах в„– 306 используются следующие понятия: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома это показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома);
степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил в„– 306).
В силу пункта 33 Правил в„– 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях. В представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
Согласно материалам дела 24.05.2022, 26.05.2022 в адрес ресурсоснабжающих организаций, в том числе, Обществу с ограниченной ответственностью "Э", были направлены запросы о предоставлении в срок до 30.06.2022 сведений о конструктивных особенностях многоквартирных домов, об объемах потребления горячей воды (куб. м) и количестве тепловой энергии, содержащейся в горячей воде (Гкал) (либо пошедшей на подогрев), об объемах потребления тепловой энергии на отопление, определенных исходя из показаний общедомовых приборов учета горячего водоснабжения, отопления за отопительный период 2021 - 2022 годов в соответствии с формой приложений к настоящему письму (том 2 л.д. 13 - 20, 29 - 60). Аналогичные запросы ресурсоснабжающим организациям также направлялись 28.07.2022 со сроком исполнения до 19.08.2022 (том 2 л.д. 21 - 28). Данные запросы направлялись посредством почтового отправления. Кроме того, информация для расчета нормативов была запрошена в управляющих организациях, о чем свидетельствует запрос от 20.07.2022 со сроком исполнения до 31.08.2022 (том 2 л.д. 61 - 66).
Как видно из содержания запроса, в представительную выборку по определению нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отоплению включаются многоквартирные дома, в которых имеются общедомовые приборы учета горячей воды, тепловой энергии, по которым можно определить количество тепловой энергии, содержащейся в горячей воде (Гкал), и расход воды (куб. м), расход тепловой энергии на отопление, соответствующие всем трем требованиям (приборы работают непрерывно в течение отопительного периода 2021 - 2022 г.г., осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг в течение всего отопительного периода 2021 - 2022 г.г., отсутствуют нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, не оборудованные индивидуальными приборами учета).
Соответственно, с учетом требований Правил в„– 306 при формировании предварительного объема выработки в нее входят лишь дома, которые имеют общедомовые приборы учета, с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, и в которых осуществляется бесперебойное предоставление соответствующей коммунальной услуги, что нашло отражение в запросах департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области относительно предоставления информации для расчета нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По результатам анализа представленной информации специалисту департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области необходимо было произвести исключение домов, которые не должны включаться в выборку, не только по причине наличия в составе домов нежилых помещений, по причине отсутствия бесперебойного предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, но и тех домов, где отсутствуют общедомовые приборы учета.
В данном случае суд находит заслуживающими внимания указание административного истца на то, что по имеющейся у департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области информации за отопительный период 2021 - 2022 г.г. из 1507 многоквартирных домов с централизованной закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, заявленных административным ответчиком, только 908 многоквартирных домов оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Позицию стороны административного ответчика о том, что разделение многоквартирных домов по признаку наличия или отсутствия общедомового прибора учета нарушает требования Правил в„– 306, пункт 32(1) которых прямо указывает на критерии дифференциации многоквартирных домов на группы, применяемые при определении норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды, нельзя признать состоятельной, поскольку, как отмечено ранее, анализу подлежит не только информация о наличии аналогичных конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома, относительно расположения в аналогичных климатических условиях, но и информация о тех фактах, которые согласно положениям пункта 21 Правил в„– 306 являются основанием для исключения многоквартирных домов из выборки.
Согласно пункту 31 Правил в„– 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Предусмотренное пунктом 31 Правил в„– 306 выборочное наблюдение связано с представительностью выборки и позволяет распространить результаты расчетов по выборке на всю совокупность домов конкретной группы.
При этом представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил в„– 306).
После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета, результатом указанных действий является получение данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях (пункт 36 Правил в„– 306).
Соответственно, включение в представительную выборку многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, противоречит положениям Правил в„– 306, которыми применение метода аналога ставится в зависимость от наличия сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. В данном случае действия административного ответчика привели к неправильному определению объема выборки и неправомерному отказу от применения метода аналогов.
Кроме того, позиция административного ответчика в части того, что в генеральную совокупность включены все многоквартирные дома с закрытой системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, ничем объективным не подтверждается, тем более, что предусмотренный Правилами в„– 306 порядок сбора информации регулятором был нарушен. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области была использована информация, запрошенная от организаций в сфере теплоснабжения, в распоряжении которых проектная документация по жилому фонду отсутствует. Обращение к исполнителям коммунальных услуг с целью установления значимых данных по фактическому состоянию предусмотрено Правилами только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации, о чем регулятору в установленном порядке должно быть доведено по запросу органами местного самоуправления.
Также административный ответчик должным образом не обосновал включение в генеральную совокупность 1507 домов, хотя запрошенные сведения были предоставлены только по 979 домам. Кроме того, в судебном заседании представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности М.Е.М. подтвердила, что на момент принятия оспариваемого приказа ею была проанализирована информация, поступившая от ресурсоснабжающих организаций, от управляющих организаций и других исполнителей коммунальных услуг запрошенные сведения поступили, но с учетом объема информации, отсутствием достаточного времени и необходимого количества сотрудников изучены не были. Данное обстоятельство указывает на то, что таблица расчета норматива методом аналогов содержит неполную информацию о количестве домов, участвовавших в выборке. Приведенный в письменном отзыве на административное исковое заявление (с учетом уточнения от 18.05.2023) перерасчет объема выборки, согласно которому при генеральной совокупности - 979 домов минимальный объем выборки составит 222 дома, что не позволяет сформировать представительную выборку, судом не учитывается, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств не имеет правового значения для разрешения дела.
Необходимо отметить, что ресурсоснабжающими организациями ненадлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению запрошенной информации, поскольку предоставленные формы приложений содержат незаполненные графы, что не позволяет сделать однозначный вывод относительно поступившей информации. В частности, административный истец считает неправомерным использование информации в отношении многоквартирного дома <адрес>, поскольку в столбце 10 указано о нежилых помещениях, подключенных к общему вводу внутридомовых инженерных систем и не оборудованных индивидуальными приборами учета; по многоквартирным домам по адресам: <адрес>, в столбце 10 не указано об отсутствии нежилых помещений без индивидуальных приборов учета. В свою очередь, административным ответчиком информация по следующим многоквартирным домом применена при формировании выборки по следующим причинам: многоквартирный дом по адресу: <адрес>, - незаполненный столбец 18 свидетельствует об отсутствии нежилых помещений; многоквартирный дом по адресу: г. Воронеж, ул. Миронова, 39, - ноль в столбце 18 свидетельствует об отсутствии нежилых помещений; многоквартирный дом по адресу: <адрес> - исходя из наличия значения ноль в столбце 10, сделан вывод о наличии приборов учета в нежилых помещениях; многоквартирный дом по адресу: <адрес>, - не указано об отсутствии нежилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, однако это условие было указано как необходимое при выборе домов.
В данном случае объективная невозможность использования метода аналогов и правомерность действий по переходу к расчетному методу, не нашла своего подтверждения в судебном заседании. В нарушение положений пунктов 9, 13, 19, 32(1), 33 Правил в„– 306 административным ответчиком не были приняты все необходимые для формирования достаточного объема выборки многоквартирных домов действия по сбору информации. Формирование выборки произведено не должным образом и не в полном объеме, фактическое количество многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома и, оборудованных общедомовыми приборами учета, уполномоченным органом не определено.
Действительно, Правила в„– 306 допускают изменение нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при получении уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае если действующий норматив потребления коммунальных услуг был установлен расчетным методом (пункт 16).
Однако, указанные положения Правил в„– 306 не освобождают регулирующий орган от обязанности предоставления доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным, и применение расчетного метода отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Ссылка административного истца на допущенные при применении расчетного метода нарушения также нашли свое подтверждение при рассмотрении дела.
Из пункта 24(1) приложения в„– 1 к Правилам в„– 306 следует, что случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб. м), при применении расчетного метода определяется по формуле 23.1. При этом учитываемая в расчете температура холодной воды, поступающей потребителям из систем централизованного холодного водоснабжения (°C), определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы. При отсутствии достоверных данных средняя температура (°C) определяется по формуле 24 (пункт 25 приложения в„– 1 к Правилам в„– 306).
Соответствующие сведения органом гидрометеорологической службы предоставлены не были, что подтверждается ответом Воронежского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 26.10.2020 в„– 808 на запрос департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 22.10.2020.
Как подтверждено административным ответчиком, средняя температура холодной воды (°C) была определена по формуле 24 пункта 25 приложения в„– 1 к Правилам в„– 306.
Пункт 24(1) приложения в„– 1 к Правилам в„– 306 предусматривает, что температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°C), определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (СанПиН 2.1.4.2496-09). Пункт 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 определяет, что температура горячей воды в местах водозабора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. Указанный документ утратил силу с 01.03.2021 в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 в„– 2. Документ повторно признан утратившим силу с 01.03.2021 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 в„– 3.
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 в„– 3, температура горячей воды в местах водозабора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C. Диапазон температур установлен аналогично предыдущему СанПиН 2.1.4.2496-09.
Позиция административного ответчика заключается в том, что Правила в„– 306 не содержат разъяснений по выбору температуры в точках водозабора, поэтому согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 к расчету принята температура 60 °C. Обращено внимание на то обстоятельство, что по информации, предоставленной Обществом с ограниченной ответственностью "Э", (письмо от 05.08.2022) температура горячей воды в местах водозабора (кран в помещении) по многоквартирным домам, находящимся на обслуживании организации, составляет 60 °C.
Между тем, как верно указано административным истцом, запрошенная информация о температуре горячей воды в местах водозабора не была предоставлена Публичным акционерным обществом "Квадра" по 762 домам, МКП "Воронежтеплосеть" по 51 дому. В свою очередь, по сведениям Общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" указанный показатель составляет 64°C.
Поскольку положения Правил в„– 306 допускали применение температуры горячей воды в значениях от 60 °C до 75 °C с учетом анализа запрошенной информации, то административный ответчик должен был предоставить документальное обоснование применения минимального показателя температуры горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, равной 60 °C при расчете норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В данном случае действия административного ответчика не отвечают требованиям Правил в„– 306, так как определение норматива не должно являться произвольным, основанным на недостоверных и недостаточных фактических данных, а материалы дела не подтверждают правильность выбора минимального значения температуры горячей воды, поступающей потребителям из системы централизованного горячего водоснабжения.
Признавая не действующим оспариваемый нормативный правовой акт в части установления норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в закрытой системе горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными нормативными положениями, исходит из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что оспариваемым нормативным правовым актом внесены изменения в недействующую часть приказа, суд находит несостоятельными, ссылка на апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.01.2018 в„– 44-АПГ17-22 с учетом фактических обстоятельств дела не обоснована.
Как видно из материалов дела, а именно, решения Воронежского областного суда от 20 декабря 2021 г. и решения Воронежского областного суда от 29 сентября 2022 г., признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" и приказ того же органа от 15.06.2022 в„– 114 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Действительно, последствием признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его исключение из системы правового регулирования.
Оспоренный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями установлен приказом от 28.06.2021 в„– 109 в редакции приказа от 17.01.2023 в„– 12. Необходимо отразить, что приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12 изменения были внесены в сам приказ от 28.06.2021, который на тот момент был и является действующим, поскольку из системы правового регулирования были исключены только положения относительно указанного норматива. По сути, административным истцом оспорены положения нормативного правового акта, которым вносятся дополнения в положения другого нормативного правового акта, и которые касаются установления нового норматива, в связи с чем с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", судом осуществлена проверка законности положений, вносящих дополнения в основные нормативные положения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает по административному делу об оспаривании нормативного правового акта решение об удовлетворении требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Из разъяснений, изложенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Учитывая, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления в законную силу решения суда, в связи с чем требования административного истца о признании приказа от 17.01.2023 не действующим с даты принятия удовлетворению не подлежат.
Поскольку в результате признания оспариваемых норм недействующими возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, при которой могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в силу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу заменяющий нормативный правовой акт.
На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании уполномоченного органа, в котором были опубликованы или должны быть опубликованы оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения.
В силу положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административному истцу подлежит возмещению за счет административного ответчика уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в размере 4500 руб. При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике применения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 в„– 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Э" удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу норматива департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с закрытой централизованной системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с закрытой централизованной системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Э" расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.07.2023.


------------------------------------------------------------------