По датам
Полезное
Выборки
Решение Воронежского областного суда от 28.07.2023 по делу N 3а-541/2023 <О признании недействующим п. 15 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительство, утв. постановлением Правительства Воронежской области от 16.11.2022 N 818>
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2023 г. по делу в„– 3а-541/2023
(извлечение)
26.04.2023 Ш.В.А. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим пункт 15 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 16.11.2022 в„– 818.
В обоснование заявленных административных исковых требований Ш.В.А. указывает, что 06.11.2022 эвакуирован из <адрес> на территорию <адрес>, затем прибыл на территорию <адрес>, где проживают члены его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 утверждены Правила предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил определено, что финансовая поддержка осуществляется в виде единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату.
Правительство Воронежской области постановлением от 16.11.2022 в„– 818 во исполнение пункта 4 Правил от 21.10.2022 в„– 1876 утвердило Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию <адрес> на постоянное место жительства (далее - Порядок), который устанавливает механизм предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям <адрес> и части <адрес>, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию <адрес> на постоянное место жительства (далее - сертификат).
Пунктом 15 Порядка установлен срок действия сертификата - 3 месяца со дня его предоставления.
Согласно приказу департамента строительной политики Воронежской области от 27.01.2023 N-СК Ш.В.А. выдан государственный жилищный сертификат в„– от 27.01.2023.
Административный истец указывает, что установленный оспариваемым нормативным правовым актом срок действия сертификата влечет невозможность приобретения жилья, поскольку поиск и приобретение квартиры в Воронежской области в трехмесячный срок сопряжены для Ш.В.А. с объективными трудностями финансового и организационного порядка, получение нового сертификата нормами действующего федерального и регионального законодательства не предусмотрено, что является нарушением его прав и законных интересов, и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском (л.д. 6 - 8).
Определением судьи Воронежского областного суда от 28.04.2023 указанное административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело (л.д. 2 - 5).
17.05.2023 определением Воронежского областного суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель председателя Правительства Воронежской области К.К.Ю. (л.д. 34 - 35).
13.06.2023 определением Воронежского областного суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент строительной политики Воронежской области (л.д. 55 - 56).
Судебное заседание по настоящему делу было назначено на 15 час. 30 мин. 26.07.2023, затем объявлен перерыв до 10 час. 28.07.2023.
Административный истец - Ш.В.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, согласно представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца - К.С.Н., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Правительства Воронежской области С.Ю.С., действующая также в качестве представителя заинтересованного лица департамента строительной политики Воронежской области на основании доверенностей и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения исковых требований возражала, представлены письменные объяснения (л.д. 48 - 51, 78 - 80, 171 - 172).
Заинтересованное лицо - заместитель председательства Правительства Воронежской области К.К.Ю. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, его явка не была признана судом обязательной.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Положениями статьи 13 ГК РФ и главы 21 КАС РФ предусмотрено, что нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.
В силу части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет как вопросы соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, так и соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (пункт 29).
Пунктом 34 указанного постановления определено, что, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что проверка соответствия содержания акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, осуществляется судом лишь в том случае, если оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области и прибыли на иные территории на постоянное место жительства регулируется Постановлением Правительства РФ от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства", "Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства") (далее - Правила).
Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" (далее - Фонд) финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений (далее - социальная выплата) на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат), подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства (далее - граждане).
Согласно пункту 2 Правил мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, реализуются в отношении граждан, отвечающих совокупности следующих критериев: а) граждане покинули место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 3099-р) и прибыли на иные территории на постоянное место жительства;
б) граждане подали заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата.
В соответствии с пунктом 3 Правил мероприятия, направленные на оказание поддержки гражданам, включают:
а) предоставление гражданам единовременных выплат на обзаведение имуществом в размере 100 тыс. руб.;
б) предоставление гражданам социальных выплат.
В силу пункта 4 Правил порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и предусматривает:
а) возможность использования социальной выплаты для приобретения одного или нескольких жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья на территории Российской Федерации у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких). Жилое помещение (жилые помещения) должно отвечать требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).
Общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае использования социальных выплат, причитающихся нескольким гражданам на основании одного или нескольких сертификатов, жилое помещение должно приобретаться в долевую собственность указанных граждан, при этом размер долей в праве общей долевой собственности на такое жилое помещение должен быть пропорционален размеру части покупной цены, уплачиваемой каждым из лиц, приобретающих жилое помещение за счет средств социальных выплат и (или) иных источников.
В случае приобретения нескольких жилых помещений (долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение) на основании нескольких договоров купли-продажи с использованием средств социальной выплаты по одному сертификату социальная выплата направляется на оплату по указанным договорам одновременно.
Остаток средств социальной выплаты, оставшийся неиспользованным после осуществления оплаты по представленным гражданином договорам купли-продажи жилых помещений, погашается;
б) необходимость подтверждения гражданами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, факта постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области следующими документами:
документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность гражданина, членов его семьи (паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт гражданина СССР образца 1974 года (для лиц, не имеющих других документов, удостоверяющих личность), вид на жительство лица без гражданства на Украине, временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданное лицу, не имеющему других документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина Украины, или иные документы (в том числе срок действия которых истек), удостоверяющие личность, в том числе выданные органами публичной власти Херсонской области, органами государственной власти Украины, органами местного самоуправления Украины и (или) удостоверенные нотариусами Украины, подтверждающие гражданское состояние). При этом к членам семьи гражданина, указанного в пункте 2 настоящих Правил, относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также родители и другие лица, находящиеся на иждивении гражданина (супруга, супруги) и проживающие совместно с ними;
документ, удостоверяющий факт регистрации по месту жительства в г. Херсоне или части Херсонской области гражданина и членов его семьи в любой период до 13.10.2022, в том числе выданный компетентным органом Украины не позднее 13.10.2022 либо компетентным органом Херсонской области, а именно: документ, предусмотренный абзацем вторым настоящего подпункта, содержащий отметку о регистрации по месту жительства, выписка из домовой книги, карточка прописки, адресная справка, справка о регистрации по месту жительства, выданная к ID-карте, выписка из единого государственного демографического реестра о регистрации места жительства, справка о внесении сведений в этот реестр, документ, подтверждающий факт пребывания ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, или недееспособного лица в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), находящихся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо подтверждающий факт помещения лица, не достигшего возраста 18 лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, находящееся в г. Херсоне или части Херсонской области, либо иной документ, содержащий указанные сведения, либо документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество в г. Херсоне или части Херсонской области, с приложением объяснения гражданина, подтверждающего факт постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, в случае если у такого гражданина документ, удостоверяющий факт его постоянного проживания на указанных территориях, отсутствует. При этом местом жительства несовершеннолетних детей, не имеющих документов, удостоверяющих факт их постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, признается место жительства их родителей, усыновителей, опекунов (попечителей) или других законных представителей, а в случае раздельного проживания родителей место жительства детей определяется по соглашению родителей.
Документы, составленные на украинском языке, представляются с переводом на русский язык, оформляемым в простой письменной форме;
в) организацию предоставления гражданам сертификатов в бумажном или электронном виде многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг или исполнительными органами субъекта Российской Федерации;
г) рассмотрение заявлений граждан в течение 5 рабочих дней, а в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, или при рассмотрении заявлений граждан коллегиальным органом, образованным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, в течение 15 рабочих дней;
д) обработку заявлений граждан с использованием автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" (далее - система) в установленном Фондом порядке;
е) условие о перечислении социальной выплаты после государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на приобретаемое с использованием сертификата жилое помещение;
ж) однократность предоставления гражданину социальной выплаты, единовременной выплаты на обзаведение имуществом. При этом требование о документальном подтверждении гражданином использования единовременной выплаты на обзаведение имуществом не устанавливается;
з) порядок аннулирования ранее выданного гражданину сертификата и выдачи нового сертификата в случае, если гражданин, получивший сертификат, впоследствии принимает решение о выборе в качестве постоянного места жительства иного субъекта Российской Федерации, отличного от указанного в сертификате, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи аннулируемого сертификата. Такой порядок должен предусматривать возможность одновременного осуществления совокупности операций по аннулированию ранее выданного гражданину сертификата, выдаче нового сертификата и осуществлению выплаты по нему на основании заявления гражданина об осуществлении социальной выплаты.
В случае подачи гражданином заявления об осуществлении социальной выплаты на основании сертификата, выданного в другом субъекте Российской Федерации, такое заявление считается одновременно заявлением на получение нового сертификата и отказом от сертификата, выданного в другом субъекте Российской Федерации.
Ранее выданный сертификат аннулируется с момента внесения в систему сведений о выдаче гражданину нового сертификата.
При выдаче нового сертификата взамен аннулируемого сертификата проверка соответствия гражданина и членов его семьи, включенных в аннулируемый сертификат, критериям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 настоящих Правил, в том числе в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, не осуществляется, и повторное представление документов, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, в отношении указанных граждан не требуется;
и) порядок аннулирования ранее выданного гражданину сертификата и выдачи нового сертификата в случае его смерти и (или) смерти членов его семьи, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи нового сертификата;
к) порядок аннулирования ранее выданного сертификата и выдачи нового сертификата в случае включения в новый сертификат членов семьи, которыми или в отношении которых заявление ранее не подавалось, включая расчет размера социальной выплаты в этом случае по состоянию на дату выдачи аннулируемого сертификата;
л) условие о праве гражданина повторно подать заявление о предоставлении единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат после устранения причин, послуживших основанием для принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения об отказе в предоставлении гражданину соответствующих выплат.
Таким образом, пункт 4 Правил предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства, утвержденных Постановлением Правительства от 21.10.2022 в„– 1876 содержит исчерпывающий перечень мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, покинувшим место постоянного проживания в г. Херсоне или части Херсонской области, прибывшим на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства и подавшим заявление на предоставление единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) сертификата, которые устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того пунктом 5(1) Правил предусмотрено, что порядок реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки гражданам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, устанавливаемый нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не может предусматривать требований, не предусмотренных настоящими Правилами.
Для реализации указанных мероприятий постановлением Правительства Воронежской области 16.11.2022 утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства, который устанавливает механизм предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства (далее - социальная выплата, сертификат).
Согласно пункту 15 указанного Порядка срок действия сертификата составляет 3 месяца со дня его предоставления.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Ш.В.А. 06.11.2022 эвакуирован из г. Каховка Херсонской области на территорию Краснодарского края, затем прибыл на территорию Воронежской области на постоянное место жительства.
23.01.2023 Ш.В.А. обратился в департамент строительной политики Воронежской области с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в виде государственного жилищного сертификата, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" (л.д. 108).
27.01.2023 департаментом строительной политики Воронежской области издан приказ о предоставлении государственного жилищного сертификата Ш.В.А., в котором разъяснено, что сертификат выдается в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 10 рабочих дней после его оформления в автоматизированной системе "Реформа ЖКХ". Срок действия сертификата 3 месяца со дня его предоставления (л.д. 10 - 11).
В этот же день 27.01.2023 Ш.В.А. получен государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в„– <...>, удостоверяющий право административного истца на получение за счет средств бюджета Воронежской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" (л.д. 17).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, поскольку затрагиваются его права и законные интересы как лица, имеющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемого государственного жилищного сертификата, подтверждающего право Ш.В.А. на социальную выплату, как жителя Херсонской области, покинувшего место постоянного проживания и прибывшего в экстренном порядке на постоянное место жительства в г. Воронеж.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Воронежской области от 30.09.2008 в„– 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области" (далее - Закон Воронежской области в„– 77-ОЗ) Правительство Воронежской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Воронежской области.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Воронежской области в„– 77-ОЗ Правительство Воронежской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Воронежской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Воронежской области. Постановления и распоряжения правительства Воронежской области подписываются Губернатором Воронежской области.
Таким образом, постановление Правительства Воронежской области от 16.11.2022 в„– 818 "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства" принято в пределах полномочий Губернатора Воронежской области.
Частями 4, 5, 6 статьи 18 Закона Воронежской области в„– 77-ОЗ предусмотрено, что датой официального опубликования постановления Правительства Воронежской области считается дата первой публикации его текста в официальном печатном издании, определяемом законом Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Постановления Правительства Воронежской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства Воронежской области, подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня их опубликования, если самими постановлениями Правительства Воронежской области не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.
Постановление Правительства Воронежской обл. от 16.11.2022 в„– 818 "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства" опубликовано в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) 17.11.2022.
Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что Правительство Воронежской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовало в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого постановления федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемая норма пункта 15 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства, устанавливая срок действия сертификата 3 месяца, который не предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории", фактически ограничивает права лиц, имеющих право на получение социальной выплаты, и свидетельствует о его неоднозначном толковании, поскольку в пункте 2 Правил установлено право граждан, отвечающих совокупности указанных в нем критериев на предоставление социальных выплат на приобретение жилищных сертификатов, а оспариваемый пункт 15 Порядка ограничивает таких лиц трехмесячным сроком действия сертификата, в то время как федеральное законодательство не регламентирует вопросы об основаниях для отказа в предоставлении социальной выплаты, в том числе в качестве такого основания не закрепляет установленное обстоятельство пропуска срока действия государственного жилищного сертификата.
Кроме того, суд отмечает наличие внутренних противоречий оспариваемой нормы пункту 24 Порядка, по смыслу которой гражданин вправе повторно обратиться в МФЦ после устранения причины отказа в перечислении социальной выплаты, в связи с чем оспариваемая норма имеет неоднозначное толкование, т.е. с одной стороны Порядок наделяет граждан правом на устранение причин отказа в перечислении социальной выплаты, с другой стороны оспариваемая норма, не предусматривающая порядок восстановления срока действия сертификата, такое право нивелирует.
По смыслу приведенных норм регионального характера в их взаимосвязи с положениями федерального законодательства в сфере государственного социального обеспечения, целью предоставления государственной социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 является адресность и нуждаемость в этой мере социальной поддержки той категорий лиц, которые установлены в указанном нормативном правовом акте, а именно: жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Между тем, как следует из содержания оспариваемой нормы, реализация права на получение государственной социальной выплаты ставится в зависимость от соблюдения лицами - жителями г. Херсона и части Херсонской области, покинувшими место постоянного проживания и прибывшими в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства, срока действия жилищного сертификата.
Учитывая, что предоставление государственной финансовой поддержки в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" должно осуществляться в соответствии с требованиями данного нормативного правового акта, определяющего круг получателей государственной социальной выплаты, имеются основания полагать, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое регулирование условий ее выплаты, в части установления срока действия выдаваемого жилищного сертификата.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует нормам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для его признания недействующим в этой части.
Доводы административного ответчика о том, что установление срока действия сертификата направлено не на ограничение прав и свобод граждан, а на обеспечение возможности планирования государством бюджетных расходов являются несостоятельными, поскольку выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных трансфертов (субсидий) из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства.
Субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения осуществляемых субъектами Российской Федерации мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат.
Результатом предоставления субсидии является количество граждан, которым выданы сертификаты. При определении результата предоставления субсидии в целях формирования количественного показателя учитывается каждый факт выдачи сертификата гражданину, перечисления гражданину единовременной выплаты на обзаведение имуществом (пункт 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876).
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876 установлено, что размер финансовой потребности в средствах Фонда определяется субъектом Российской Федерации на основании утвержденных уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации списков граждан, указанных в пункте 2 настоящих Правил, исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первое полугодие 2023 г., и норматива обеспечения жилой площадью, составляющего 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - для семей из 2 человек и по 18 кв. метров на одного человека - для семей из 3 и более человек.
Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации еженедельно представляет в Фонд в электронном виде с использованием системы или на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности представления отчетности в системе) в порядке, установленном соглашением, отчетность об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также отчеты о предоставленных единовременных выплатах на обзаведение имуществом, выданных сертификатах и осуществленных на основании таких сертификатов социальных выплатах (пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2022 в„– 1876).
Также несостоятелен довод административного ответчика о том, что согласно пункту 2.16 дополнительного соглашения к соглашению от 15.11.2022 в„– ФРТ-29/3932-22 о предоставлении финансовой поддержки за счет средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям города Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания, при отсутствии возможности использовать средства финансовой поддержки для осуществления выплат гражданам, которым одобрено предоставление мер поддержки, в течение трех месяцев с даты зачисления средств в бюджет Субъекта Российской Федерации, указанные средства подлежат возврату в Фонд, поскольку Соглашение ФРТ-29/3932-22 от 15.11.2022 и Дополнительное Соглашение в„– 1 к Соглашению о 15.11.2022 регулируют отношения между публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" и Субъектом Российской Федерации по предоставлению финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям города Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувшим место постоянного проживания, таким образом, на правоотношения с административным истцом - Ш.В.А. не распространяется.
Кроме того, дополнительное соглашение заключено 20.07.2022, то есть после получения Ш.В.А. государственного жилищного сертификата.
Кроме того следует отметить, что установив Ш.В.А. трехмесячный срок действия сертификата со дня его предоставления (27.01.2023) департаментом строительной политики Воронежской области 02.02.2023 направлена заявка в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" на предоставление финансовой поддержки, а именно для предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на 14 человек (л.д. 105 - 106), в числе которых заявлен административный истец (л.д. 107).
13.02.2023 публично-правовой компании "Фонд развития территорий" перечислена финансовая поддержка Воронежской области, что подтверждается платежным поручением в„– от 09.02.2023 (л.д. 154), что свидетельствует о выполнении мероприятий по реализации финансовой поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения Ш.В.А.
Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 15 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительства, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 16.11.2022 в„– 818 в части установления трехмесячного срока действия сертификата, противоречит Постановлению Правительства РФ от 21.10.2022 в„– 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства", "Правилами предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на иные территории Российской Федерации на постоянное место жительства"), в результате чего подлежит признанию недействующим.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должны быть признаны недействующими, суд полагает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, и учитывая, что оспариваемая норма изначально вошла в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, находит необходимым признать соответствующий пункт Правил недействующим с даты принятия оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению Правительством Воронежской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Ш.В.А. удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт 15 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Воронежской области на постоянное место жительство, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 16.11.2022 в„– 818.
Решение суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Правительством Воронежской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 04.08.2023.
------------------------------------------------------------------