По датам
Полезное
Выборки
Решение Воронежского областного суда от 07.07.2023 по делу N 3а-453/2023 <О признании не действующим постановления Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы" в части признания утратившим силу постановления Правительства Воронежской области от 06.03.2014 N 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы", а также в части признания недействующим пункта 5253 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, утв. постановлением Правительства Воронежской области от 30.12.2022 N 1035 >
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2023 г. по делу в„– 3а-453/2023
(извлечение)
В.С.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что постановлением Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы" утверждена новая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы, признаны утратившими силу постановление от 06.03.2014 в„– 183 и постановление от 06.05.2022 в„– 310. В связи с принятием данного постановления капитальный ремонт дома <адрес> был перенесен с планового периода 2020 - 2022 (пункт 3388 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 в редакции постановления от 06.05.2022 в„– 310) на более поздние плановые годы, в точности, по видам работ: ремонт системы электроснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт подвальных помещений на 2023 - 2025 годы, ремонт системы водоотведения, ремонт фасада на 2026 - 2028 годы, ремонт системы теплоснабжения, ремонт фундамента на 2038 - 2040 годы, ремонт крыши на 2044 - 2046 годы. Считает, что перенос на более поздний период капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в„– 13 по ул. Циолковского г. Воронежа без наличия на то соответствующего решения общего собрания собственников помещений в доме влечет нарушение жилищных прав.
Административный истец В.С.В. с учетом уточнения заявленных требований просила признать недействующими со дня принятия постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы" и постановление Правительства Воронежской области от 16.06.2023 в„– 425 "О внесении изменений в Постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035" в части признания утратившими силу постановления Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" и постановления Правительства Воронежской области от 06.05.2022 в„– 310 "О внесении изменений в Постановление Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183" в отношении пункта 3388 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе по многоквартирному дому <адрес>, в части пункта 5253 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы <адрес>.
В судебное заседание административный истец В.С.В. не явилась, о дне слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца В.С.В. по доверенности С.А.М. поддержал заявленные требования.
В судебном заседании представители административного ответчика - Правительства Воронежской области, заинтересованного лица - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Й.Е.Н., Ж.Т.А. административный иск не признали, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку административный ответчик действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий при утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области с соблюдением требований законодательства к форме, виду, процедуре принятия и правилам введения в действие, многоквартирный дом административного истца включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Представитель заинтересованного лица - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по доверенности К.В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении административного иска как необоснованного и не основанного на требованиях закона.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа город Воронеж в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, обозрев материалы инвентарного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы.
Нормативный правовой акт опубликован 30.12.2022, номер публикации 3605202227998.
В данное постановление были внесены изменения, на что указывает постановление Правительства Воронежской области от 16.06.2023 в„– 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035".
Нормативный правовой акт опубликован 20.06.2023, номер публикации 3605202329291.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу пункта 11.1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесены определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как закреплено в части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Законом Воронежской области от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа), требования к ней, а также критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.
Законом Воронежской области от 30.09.2008 в„– 77-ОЗ "О Правительстве Воронежской области", в точности, в статье 1 Закона Воронежской области, закреплено, что Правительство Воронежской области является высшим исполнительным органом Воронежской области.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Воронежской области от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается Правительством Воронежской области.
Постановлением Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1); признаны утратившими силу постановление Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" и последующие постановления о внесении изменений в указанное постановление.
Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, указан в приложении к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16.06.2023 в„– 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035" приложение к региональной программе - Перечень всех многоквартирных домов изложен в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Данные нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, требования законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие соблюдены.
Кроме того, по вопросам процедуры принятия акта, порядка опубликования и вступления в силу нормативные правовые акты не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Из материалов дела следует, что В.С.В. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> (запись регистрации права <данные изъяты>).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 06.05.2022), проведение капитального ремонта конструктивных элементов общего имущества в указанном многоквартирном доме было запланировано на следующие плановые периоды:
2020 - 2022 годы - обследование технического состояния здания, ремонт крыши, ремонт подвальных помещений, ремонт системы водоотведения, ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт системы электроснабжения, ремонт фундамента;
2023 - 2025 годы - ремонт фасада, ремонт системы газоснабжения (пункт 3388 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными или подлежащими сносу, - приложения к региональной программе).
В соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы, утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035, капитальный ремонт общего имущества в данном многоквартирном доме подлежал проведению в 2023 - 2025 годах - ремонт системы электроснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт подвальных помещений, в 2026 - 2028 годах - ремонт фасада, ремонт системы водоотведения, в 2041 - 2043 годах - ремонт системы теплоснабжения, ремонт фундамента.
Постановлением Правительства Воронежской области от 16.06.2023 в„– 425 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035" ремонт системы теплоснабжения, ремонт фундамента перенесен на 2038 - 2040 годы, дополнительно предусмотрен ремонт крыши с плановым периодом проведения - 2044 - 2046 годы (пункт 5253 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы).
В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы указано, что реализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы показала несоответствие реального технического состояния многоквартирного жилфонда и отсутствие финансового обеспечения, поскольку формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов зданий, без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности.
Программа сформирована на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, полученных от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по проведенным работам по обследованию технического состояния многоквартирных домов в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.
Результаты обследования технического состояния многоквартирных домов утверждены приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 27.12.2022 в„– 323 "Об утверждении результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области" и являлись основой для разработки департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области настоящей программы.
Настоящая программа является продолжением реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, установленных региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
Согласно частям 3, 4 статьи 4 Закона Воронежской области в„– 106-ОЗ очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме могут определяться уполномоченным органом ранее истечения срока продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома при наличии объективных сведений, подтверждающих их сверхнормативный износ вследствие техногенных аварий, по результатам мониторинга технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома при актуализации программы в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения собственников помещений в многоквартирном доме.
Разработка проекта региональной программы на 2014 - 2044 годы осуществлялась на основании проведенного в соответствии с законом Воронежской области мониторинга технического состояния многоквартирных домов, что было предусмотрено частью 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области".
В силу пункта 2 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации с целью обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми в том числе, устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов.
Закон Воронежской области от 06.11.2013 в„– 164-ОЗ устанавливает порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области.
В статье 2 Закона Воронежской области в„– 164-ОЗ закреплены такие понятия как мониторинг технического состояния многоквартирных домов - система наблюдения за техническим состоянием многоквартирных домов, в рамках которой осуществляются сбор, систематизация, анализ и оценка информации о техническом состоянии многоквартирных домов (далее - мониторинг);
техническое состояние многоквартирного дома - совокупность свойств многоквартирного дома и его конструктивных элементов, подверженная изменению в процессе ремонта, эксплуатации и характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными технической документацией.
Среди способов наблюдения за техническим состоянием многоквартирного дома закреплены:
анализ электронного паспорта многоквартирного дома,
проверка технической документации на многоквартирный дом;
визуальный осмотр;
инструментальный контроль (статья 6 Закона Воронежской области в„– 164-ОЗ).
Согласно статье 7 Закона Воронежской области от 06.11.2013 в„– 164-ОЗ оценка технического состояния осуществляется в отношении каждого вида конструктивного элемента многоквартирного дома, указанного в статье 8 настоящего Закона Воронежской области, путем: анализа фактического срока эксплуатации и срока эффективной эксплуатации конструктивного элемента многоквартирного дома до капитального ремонта конструктивного элемента от даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; анализа сведений о проведенных работах по капитальному ремонту конструктивного элемента многоквартирного дома; анализа сведений о проведении капитального ремонта конструктивного элемента многоквартирного дома в связи с аварийной, чрезвычайной, техногенной ситуациями. В случае если в отношении конструктивного элемента многоквартирного дома имеются (имеется) заключение специализированной организации и (или) заключение межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, оценка его технического состояния проводится на основании указанных заключений (указанного заключения).
В статье 3 Закона Воронежской области от 06.11.2013 в„– 164-ОЗ закреплено, что основными целями проведения мониторинга являются: установление необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области; формирование единой информационной базы данных о техническом состоянии многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области.
В дальнейшем, в целях реализации Закона Воронежской области от 06.11.2013 в„– 164-ОЗ "О порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области" был принят и действовал Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области (приказ управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 10.06.2014 в„– 96, приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.12.2014 в„– 245), согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области ежегодно до 10 апреля должны были проводить осмотр многоквартирных домов в целях оценки его технического состояния с составлением актов по форме согласно приложению к Порядку; предоставлять в срок до 15 апреля уполномоченному органу и региональному оператору результаты осмотра технического состояния по форме согласно приложению к Порядку.
В соответствии с приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 16.12.2014 в„– 245 администрация городского округа город Воронеж своим постановлением от 02.06.2015 в„– 449 обязала руководителей управ районов городского округа город Воронеж создать межведомственные комиссии по оценке технического состояния конструктивных элементов многоквартирных домов с оформлением по результатам ее работы актов обследования технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования многоквартирного дома.
Статья 5 Закона Воронежской области в„– 164-ОЗ определяет, что мониторинг осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Воронежской области, определенный Правительством Воронежской области (далее - уполномоченный орган), на основании информации о техническом состоянии многоквартирных домов, представленной органами местного самоуправления в соответствии со статьей 4.1 Закона Воронежской области от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области".
Следует обратить внимание, что проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области среди функций департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области было закреплено только постановлением Правительства Воронежской области от 03.08.2022 в„– 530 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 26.11.2014 в„– 1056". По этой причине в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 в„– 1056 "Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области" был признан утратившим силу Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, на что указывает приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 26.02.2021 в„– 53.
При рассмотрении настоящего дела не подлежат оценке действия уполномоченных органов по исполнению Закона Воронежской области от 06.11.2013 в„– 164-ОЗ, между тем, предусмотренный данным законом порядок и принятые в целях реализации этого закона иные нормативные правовые акты определяли проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов в соответствии со следующими принципами: непрерывность наблюдения за техническим состоянием многоквартирных домов; достоверность сведений, полученных в результате мониторинга; полнота сведений о техническом состоянии многоквартирных домов.
Соответственно, ссылка в региональной программе на 2023 - 2052 годы на то обстоятельство, что признанная утратившей силу региональная программа на 2014 - 2044 годы формировалась на основании предоставленных органами местного самоуправления сведений о дате ввода многоквартирных домов в эксплуатацию с учетом нормативных межремонтных сроков эксплуатации конструктивных элементов здания без подтверждения соответствия нормативно-технической документации в области строительной деятельности, противоречит действующему на момент как принятия, так и реализации предыдущей программы региональному законодательству в данной области и ничем объективным не подтверждается.
На момент принятия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы часть 2 статьи 2 Закона Воронежской области в„– 106-ОЗ действовала в редакции Закона Воронежской области от 16.12.2022 в„– 117-ОЗ, согласно которой разработка проекта региональной программы осуществляется исполнительным органом Воронежской области, определенным Правительством Воронежской области (далее - уполномоченный орган), по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов в соответствии с законодательством о техническом регулировании. Организацию проведения обследования технического состояния многоквартирных домов осуществляет уполномоченный орган.
Следует учесть, что внесенные в Закон Воронежской области в„– 106-ОЗ изменения о том, что разработка проекта региональной программы осуществляется по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов в соответствии с законодательством о техническом регулировании, не имеют обратной силы и в силу статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
В целях реализации этих изменений приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 26.12.2022 в„– 321 утвержден Порядок организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области (далее Порядок).
Как отражено в разделе "Общие положения" Порядка, данный Порядок устанавливает основные требования к осуществлению обследования технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, проводимого в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и формирования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области.
Порядком закреплено, что обследование технического состояния многоквартирного дома проводится подрядной организацией, отбор которой осуществляется в форме проведения открытого конкурса; результаты технического состояния многоквартирных домов, оформленные в виде технических отчетов по результатам инженерно-технического обследования многоквартирных домов, утверждаются департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
В региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы указано, что программа сформирована на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области, полученных от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области по проведенным работам по обследованию технического состояния многоквартирных домов, в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы. Результаты обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области получены в соответствии с Порядком организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, утвержденным приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 26.12.2022 в„– 321. Результаты обследования технического состояния многоквартирных домов утверждены приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 27.12.2022 в„– 323 "Об утверждении результатов обследования технического состояния многоквартирных домов на территории Воронежской области" и являлись основой для разработки настоящей программы.
В материалы дела предоставлен технический отчет по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: г. Воронеж, ул. Циолковского, 13, составленный ГУП ВО "Облкоммунсервис". Как отражено в отчете, цель проведения обследования - определение технического состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций для дальнейшей актуализации программы капитального ремонта. В отношении указанного дома проводилось только визуальное обследование (с применением фотофиксации) в июне 2022 г.
Соответственно, указание в региональной программе на 2023 - 2052 годы на то, что результаты обследования технического состояния многоквартирных домов получены в соответствии с Порядком, утвержденным приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 26.12.2022 в„– 321, не соответствует действительности. Тем более, необходимо отразить, что данным Порядком закреплено проводить обследование технического состояния многоквартирных домов в три последовательных этапа: подготовка к проведению обследования; предварительное (визуальное) обследование, детальное (инструментальное) обследование.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Законом Воронежской области в„– 106-ОЗ было закреплено, что региональная программа разрабатывается на основании результатов обследования технического состояния многоквартирных домов, при этом обследование технического состояния здания значилось и в обязательном перечне услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В точности, обследование технического состояния здания включено в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ в редакции Закона Воронежской области от 25.03.2022 в„– 24-ОЗ.
Данное обстоятельство послужило основанием для актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы путем дополнения объема планируемых к выполнению услуг и работ, в том числе, по заявленному дому, таким видом работ как обследование технического состояния здания (постановление Правительства Воронежской области от 06.05.2022 в„– 310).
Таким образом, в силу Закона Воронежской области от 08.07.2013 в„– 106-ОЗ в редакции Закона Воронежской области от 16.12.2022 результаты технического состояния многоквартирных домов подлежали учету не только при первоначальном включении многоквартирного дома в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту, но и при реализации региональной программы, что было оставлено без внимания при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
В обоснование возражений сторона административного ответчика указывает на то обстоятельство, что актуализация региональной программы на 2014 - 2044 годы не проводилась, а был принят новый нормативный правовой акт по результатам обследования технического состояния многоквартирных домов, поэтому отсутствовали основания для соблюдения требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в частности, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В пункте 4.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2020 в„– 758/пр Методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах разработаны с целью оказания методического содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии ими решений о внесении изменений в утвержденную региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с частью 4.1 и частью 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2020 в„– 758/пр "Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" и Законом Воронежской области от 08.07.2013 г. в„– 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" Правительство Воронежской области утвердило Порядок внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах как на 2014 - 2044 годы, так и на 2023 - 2052 годы (постановление от 21.12.2016 в„– 964).
В пункте 1.4 данного Порядка закреплено, что внесение изменений в региональную программу осуществляется при ее актуализации, за исключением изменений, связанных с проведением капитального ремонта в текущем году региональной программы.
В силу части 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3 Закона Воронежской области в„– 106-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию, включает следующие случаи:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области в„– 106-ОЗ.
Также в пункте 3.3 Порядка внесения изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 21.12.2016 в„– 964, предусмотрена возможность переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (срока оказания отдельных услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту) на более поздний период в случаях, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переносе срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) на более поздний срок и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что отсутствует необходимость в проведении капитального ремонта (отдельного вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту) в предусмотренный региональной программой срок.
Таким образом, названные нормы не предоставляют уполномоченному государственному органу исполнительной власти право переносить уже установленные региональной программой, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
Как установлено в судебном заседании и не отрицалось стороной административного ответчика, такого решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома <адрес> не принималось.
Согласно статье 13 Закона Воронежской области от 01.02.1995 в„– 11-з "О нормативных правовых актах Воронежской области" нормативные правовые акты Воронежской области утрачивают юридическую силу в следующих случаях: истечение срока действия, если нормативный правовой акт Воронежской области принят (издан) на определенный срок; прямой отмены данного нормативного правового акта Воронежской области другим нормативным правовым актом Воронежской области, принятым (изданным) органами государственной власти Воронежской области; фактической отмены (замены), когда органами государственной власти Воронежской области принят (издан) новый нормативный правовой акт Воронежской области, устанавливающий по данному вопросу иные правовые нормы.
Установленные по делу обстоятельства указывают на отсутствие оснований для признания утратившим силу постановления Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" в редакции постановления от 06.05.2022 в„– 310.
Региональная программа на 2023 - 2052 годы имеет те же цели и задачи, содержит тот же перечень многоквартирных домов, направлена на продолжение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта, установленного региональной программой на 2014 - 2044 годы, что отражено в тексте оспариваемого нормативного правового акта, при этом какие-либо изменения в жилищное законодательство по вопросу капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не вносились, поэтому издание постановления от 30.12.2022 в„– 1035, по сути, является необоснованной заменой действующего на тот момент нормативного правового акта, что в действительности влечет неоправданный отказ от исполнения ранее принятых обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в установленные объеме и сроки.
Поскольку региональная программа на 2014 - 2044 годы была принята на определенный срок, и на момент принятия оспариваемого нормативного акта срок действия программы не истек, то в таком случае уполномоченный орган обязан был выполнить актуализацию данной программы с соблюдением требований, закрепленных в части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Утверждение стороны административного ответчика о финансовой устойчивости региональной программы на 2023 - 2052 годы вызывает сомнения не только по причине отсутствия должного обоснования, но и, исходя из тех обстоятельств, что после утверждения программы в нее были внесены изменения, которые увеличили объем планируемых работ и сократили сроки проведения этих работ.
Данные изменения были связаны с тем, что в региональную программу на 2023 - 2052 годы были включены многоквартирные дома без указания каких-либо услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах либо с указанием неполного перечня работ, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
На данные обстоятельства указано в представлении прокуратуры Воронежской области об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 24.01.2023 в„– 7/2-9-2023.
Кроме того, ссылаясь на отсутствие при разработке региональной программы на 2014 - 2044 годы и при ее реализации сведений о достоверном техническом состоянии многоквартирных домов, административный ответчик, основываясь на одних и тех же технических отчетах специализированной организации, принимает решение как об утверждении региональной программы на 2023 - 2052 годы, так и в дальнейшем о внесении в нее изменений.
Действительно, в отношении многоквартирного дома <адрес> плановые годы проведения капитального ремонта конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме - система теплоснабжения и фасад были перенесены с 2041 - 2043 на 2038 - 2040 годы, то есть на более ранний, но несущественный, период, на 2044 - 2046 годы запланирован ремонт крыши. Между тем, такие действия органов исполнительной власти Воронежской области указывают на субъективную интерпретацию выводов о техническом состоянии многоквартирных домов и не отвечают целям программы: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, обеспечение сохранности многоквартирных домов и повышение комфортности проживания в них граждан, улучшение эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно техническому отчету ГУП ВО "Облкоммунсервис", составленному по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: <адрес>, физический износ окон, системы холодного водоснабжения электроснабжения определен в размере 70%, дверей, системы водоотведения - в размере 65%, фундамента, стен - в размере 60%, входной группы - в размере 55%, перекрытий, кровли - в размере 50%, техническое состояние данных конструкций и инженерных сетей признано ограниченно работоспособным, в связи с чем сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта указанных элементов здания для обеспечения его дальнейшей нормальной эксплуатации. Однако, оспариваемым нормативным правовым актом ремонтные работы указанных конструкций и инженерных сетей предусмотрены в разные плановые периоды, вплоть до 2044 - 2046 годов, при этом проведение капитального ремонта всех указанных конструктивных элементов дома было предусмотрено на 2020 - 2022 годы региональной программой на 2014 - 2044 годы.
Как видно из инвентарного дела и технического отчета, данный многоквартирный дом возведен в 1930 году, при минимальной эксплуатации здания - 125 лет остаточный срок службы составляет 33 года.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт проводится на основании утверждаемой субъектом Российской Федерации региональной программы, включающей перечень всех многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта. Исключение допускается для домов с износом более 70%, а также домов, стоимость ремонта которых дороже нового строительства.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в приказе от 04.10.2018 в„– 645/пр "Об утверждении методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности" указано на то, что в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, в которых фактический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) превышает 70%. То есть, при наличии таких условий проведение капитального ремонта становится нецелесообразным.
В свою очередь, согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 12.04.2016 в„– 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).
Между тем, проанализировав Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, с указанием в нем на плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме по каждому виду необходимых услуг и (или) работ, с учетом установленных по делу обстоятельств нельзя сделать однозначный вывод о соблюдении в оспариваемой программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества.
Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, где находится принадлежащие административному истцу жилое помещение, произведено, по сути, произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для установления плановых периодов проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, на 2023 - 2025, 2026 - 2028, 2038 - 2040, 2044 - 2046 годы, то есть на более поздние сроки, чем было закреплено в региональной программе на 2014 - 2044 годы (2020 - 2022, 2023 - 2025 годы). Ссылка в подтверждение возражений на административное исковое заявление на имеющийся в материалах дела технический отчет несостоятельна, поскольку техническое состояние фундамента, стен, перекрытий, кровли, дверей, окон, входной группы, систем холодного водоснабжения, электроснабжения, водоотведения установлено как неудовлетворительное, что согласуется с пояснениями стороны административного истца, иных доказательств в подтверждение наличия оснований для определения планового периода проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, на более поздние периоды чем 2020 - 2022 годы, стороной административного ответчика не представлено.
В судебном заседании установлено, что распределение конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме, подлежащих капитальному ремонту, по плановым периодам производилось программным способом исходя из процента износа дома. Однако проверить правильность выбора видов работ, исходя из технического состояния дома, определенного на основании результатов его технического обследования, и последовательность такой очередности ремонта конструктивных элементов при формировании региональной программы на 2023 - 2052 годы не представляется возможным.
Следует также учесть, что второй причиной принятия новой региональной программы стало отсутствие финансирования, которое, по сути, выразилось в непропорциональном распределении ремонтных работ по трехлетним периодам. То есть, прогнозная стоимость обязательных работ в домах, включенных в региональную программу на 2014 - 2044 годы, на плановый период - 2020 - 2022 годы в разы оказалась не сопоставима с прогнозируемым сбором взносов на капитальный ремонт. Однако доказательств того, что причины финансовой необеспеченности региональной программы на 2014 - 2044 годы заключались исключительно в несоответствии реального технического состояния многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, материалы дела не содержат.
Между тем, следует отметить, что по информации Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области собираемость взносов на капитальный ремонт, начиная с 2021 года, составляет более 100%.
Возражения представителей заинтересованного лица - Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о том, что для реализации региональной программы на 2014 - 2044 годы базовое значение тарифа на капитальный ремонт многоквартирных домов в Воронежской области должно составлять 142,69 руб., при этом в зависимости от наполняемости региональной программы на 2023 - 2052 годы определенным набором выполняемых работ требуемая величина минимального взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома варьируется от 12,36 рублей до 16,24 рублей за 1 кв. м в месяц со ссылкой на технические отчеты по определению минимального размера взноса, судом не учитываются, поскольку не имеют правового значения при разрешении настоящего административного дела.
Кроме того, суд находит несостоятельной позицию Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о том, что жильцы дома выразили согласие с региональной программой на 2023 - 2052 годы. Из буквального содержания протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 20.02.2023 следует, что собственники помещений многоквартирного дома единогласно приняли следующее решение о проведении работ и сроке их проведения по капитальному ремонту многоквартирного дома: в 2023 году провести ремонт систем водоотведения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения, ремонт крыши, подвальных помещений, фундамента, фасада, системы газоснабжения, что не согласуется с плановыми периодами проведения капитального ремонта, указанными в региональной программе на 2023 - 2052 годы. В судебном заседании представитель административного истца В.С.В. по доверенности С.А.М. подтвердил, что такое собрание проводилось, срок капитального ремонта многоквартирного дома на 2023 год определен по причине непроведения ремонта в 2022 году, что, по сути, можно расценить как согласие с переносом срока выполнения ремонтных работ в соответствии с региональной программой на 2014 - 2044 годы.
Доводы стороны административного ответчика о том, что региональная программа на 2023 - 2052 годы не предусматривала перенос сроков проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в связи с чем права административного истца не нарушает, нельзя признать заслуживающими внимания, поскольку оспариваемый акт установил иные сроки проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в„– <адрес>, отличные от установленных в региональной программе на 2014 - 2044 годы, что свидетельствует о нарушении прав собственников помещений на проведение капитального ремонта и сохранение имущества.
То обстоятельство, что срок проведения таких работ как ремонт крыши, подвальных помещений, фундамента, систем теплоснабжения, холодного водоснабжения, электроснабжения и водоотведения, установленный региональной программой на 2014 - 2044 годы, истек, не имеет правового значения при рассмотрении административных исковых требований в порядке абстрактного нормоконтроля.
Позиция административного ответчика о том, что действующее законодательство в сфере жилищных отношений не содержит запрета на отмену действующей региональной программы в связи с ее финансовой неустойчивостью и принятие региональной программы, учитывая выполненные работ в рамках реализации краткосрочных планов региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, основана на неверном толковании закона, не учитывает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирных домах, порождает порочную практику, что повлечет за собой злоупотребление правом.
Жилищный кодекс Российской Федерации допускает только возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений путем актуализации региональной программы.
Поскольку иного правового механизма корректировки региональной программы не имеется, то от Правительства Воронежской области как от органа, ответственного не только за разработку и утверждение программы, но и за ее реализацию, требуется соблюдение положений части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих возражений представитель административного ответчика - Правительства Воронежской области ссылается на экспертное заключение Управления Минюста России по Воронежской области от 15.02.2023, составленное по результатам проведения правовой экспертизы постановления Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы". В данном экспертном заключении указано на то, что нормативный правовой акт не содержит норм, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, коррупциогенных факторов не выявлено.
Однако, данное обстоятельство касается процедуры принятия оспариваемого нормативного акта, что административным истцом не оспаривалось, по данной категории дела наличие положительного заключения правовой экспертизы безусловно не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Право собственников помещений в многоквартирном доме обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта для рассмотрения вопроса о переносе сроков проведения капитального ремонта, на что указано представителем Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в Воронежской области, не умаляет права административного истца на обращение в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые с учетом уточнений положения региональной программы на 2023 - 2052 годы нарушают права административного истца на проведение запланированных региональной программой на 2014 - 2044 годы (в редакции постановления Правительства Воронежской области от 06.05.2022 в„– 310) ремонтных работ в установленные сроки.
При установленных по делу обстоятельств оспариваемый нормативный правовой акт нельзя признать соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит признанию недействующим в заявленной части с даты его принятия.
В силу положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда о признании оспариваемого нормативного правового акта не действующим в части подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа исполнительной власти Воронежской области, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействующими со дня принятия постановления Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы" и постановление Правительства Воронежской области от 16.06.2023 в„– 425 "О внесении изменений в Постановление Правительства Воронежской области от 30.12.2022 в„– 1035" в части признания утратившими силу постановления Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы" и постановления Правительства Воронежской области от 06.05.2022 в„– 310 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 06.03.2014 в„– 183" в отношении пункта 3388 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе по многоквартирному дому <адрес>, в части пункта 5253 Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством РФ порядке аварийными и подлежащими сносу, - приложения к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2023 - 2052 годы по многоквартирному дому <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21.07.2023.
------------------------------------------------------------------