Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 16.02.2023 по делу N 3а-76/2023 <О признании не действующими нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области, утв. приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 28.06.2021 N 109, в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения с неизолированными стояками и с полотенцесушителями>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2023 г. по делу в„– 3а-76/2023

(извлечение)

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области, определенные расчетным методом.
Данный приказ опубликован 14.07.2021 в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Общество с ограниченной ответственностью "Т" обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) по тем основаниям, что общество является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по поставке тепловой энергии потребителям на территории г. Воронежа, в том числе, в многоквартирные дома <адрес>. Тепловая энергия поставляется в целях оказания коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах. В часть домов осуществляется поставка горячей воды централизовано, в ряде многоквартирных домов оказание коммунальной услуги "горячее водоснабжение" производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений. Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, в размере 0,0648 Гкал на 1 куб. м. По мнению административного истца, данная величина является экономически необоснованной и не отражает реальный расход тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями. Полагают, что приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 в оспариваемой части нарушает права и законные интересы общества, поскольку не обеспечивает реализацию принципа сохранения экономически обоснованной доходности текущей деятельности ресурсоснабжающей организации. Считают, что расчет величины норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, был произведен не по требованиям, содержащимся в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 в„– 306, в связи с чем приказ департамента от 28.06.2021 в„– 109 в оспариваемой части подлежит признанию не действующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "Т" по доверенности К.Ю.В. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по доверенности Й.Е.Н. в судебном заседании административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относится, в частности, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области, в частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями составляет 0,0648 Гкал на 1 куб. м.
Решением Воронежского областного суда от 20 декабря 2021 г. по административному делу в„– 3а-548/2021 признан не действующим со дня вступления в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, на департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий указанный приказ в оспоренной части.
Во исполнение данного решения суда 15.06.2022 департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области издан приказ за в„– 114 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109", которым утвержден норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области для многоквартирных и жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытой, закрытой) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями в размере 0,0671 Гкал на 1 куб. м.
В свою очередь, приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 в„– 114 утратил силу в связи с принятием приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 17.01.2023 в„– 12, которым норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями не менялся.
Данный приказ был издан, поскольку норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с централизованной системой горячего водоснабжения (открытая, закрытая) с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, утвержденный приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 в„– 114 "О внесении изменений в приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109", признан недействующим решением Воронежского областного суда от 29 сентября 2022 г.
С учетом уточнения Обществом с ограниченной ответственностью "Т" заявленных требований предметом рассмотрения по данному административному делу является законность положений основного нормативного правового акта в действующей редакции - приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 в оспоренной части, при этом проверке на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приказы департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 15.06.2022 в„– 114 и от 17.01.2023 в„– 12 не подлежат в связи с тем, что данными нормативными правовыми актами какие-либо изменения в основной нормативный правовой акт в оспоренной части не вносились.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Установленные по делу обстоятельства указывают на то, что Общество с ограниченной ответственностью "Т" является теплоснабжающей организацией и оказывает услуги по отоплению, в том числе, при отсутствии централизованного теплоснабжения, в многоквартирные дома г. Воронежа, соответственно, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства соблюдения требований законодательства, устанавливающих полномочия департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на принятие приказа от 28.06.2021 в„– 109, вид, процедуру его принятия и правила введения в действие, оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела не подлежат.
С учетом изложенного оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах компетенции административного ответчика, в соответствии с предусмотренной процедурой, в надлежащих форме и виде, опубликован и введен в действие в установленном порядке. Кроме того, данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.
Оценивая соответствие оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 в„– 306 (далее - Правила в„– 306).
Так, в соответствии с пунктами 13, 19 Правил в„– 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению в„– 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил в„– 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил в„– 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения в„– 1 к названным правилам (пункт 34 Правил в„– 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил в„– 306).
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31 - 32(2) Правил в„– 306.
В частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения в„– 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354), исходя из показаний приборов учета горячей воды. При этом из пункта 26 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Ввиду того, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то он не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, о чем, в том числе, свидетельствует решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2023 по делу в„– А14-12060/2021.
Согласно пункту 1 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 нормативы потребления коммунальных услуг, в точности, по расходу тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определены с применением расчетного метода.
Совокупный анализ положений пункта 2 Правил в„– 306 в части определения понятия "конструктивные и технические параметры многоквартирного дома и жилого дома", "степень благоустройства многоквартирного дома и жилого дома", а также пунктов 32 и 32(1) указанных правил позволяет прийти к выводу, что выборка по группам многоквартирных домов должна быть сформирована с учетом материала стен, кровли, этажности и других конструктивных и технических характеристик многоквартирного дома или жилого дома, а также наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем, и внутриквартирного оборудования: вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая), и конструктивные особенности таких домов: неизолированные стояки и полотенцесушители; изолированные стояки и полотенцесушители; неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
Пункт 4 Правил в„– 306 также обязывает учитывать в отношении холодного и горячего водоснабжения такие конструктивно-технические параметры как этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
Как следует из пункта 32(2) Правил в„– 306, информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг. Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил в„– 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения в„– 1 к названным Правилам (пункт 34 Правил в„– 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил в„– 306).
В силу прямого указания Правил в„– 306 измерения проводятся только при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил в„– 306).
Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения в„– 1 к названным правилам (пункт 34 Правил в„– 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил в„– 306).
Так, в представительную выборку не включаются многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома и не оборудованные индивидуальными приборами учета.
В случае если в многоквартирном доме отсутствует центральное горячее водоснабжение и производство коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителями коммунальных услуг самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в выборку включаются только многоквартирные жилые дома, оборудованные приборами учета, определяющими объем холодной воды, использованной для нужд горячего водоснабжения, с непрерывным учетом за период работы таких приборов учета в течение всего срока снятия показаний коллективных (общедомовых) приборов учета для целей расчета нормативов потребления коммунальных услуг.
Проверяя на соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при разрешении предыдущего административного дела в„– 3а-548/2021 суд исходил из того, что в соответствии с пунктами 13, 19 Правил в„– 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода, который применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Проанализировав положения Правил в„– 306, при рассмотрении административного дела в„– 3а-548/2021 суд пришел к выводу о необходимости соблюдения последовательности процедуры установления нормативов, которая в рассматриваемом случае не соблюдена.
Так, ранее суд установил, что в нарушение требований пункта 32(2) Правил в„– 306 информация об оснащенности многоквартирных домов или жилых домов изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями запрашивалась в 2020 г. от организаций в сфере теплоснабжения, в распоряжении которых проектная документация по жилому фонду отсутствует, соответствующие запросы главам администраций муниципальных районов и городских округов Воронежской области были направлены 17.05.2021, то есть за месяц до издания оспариваемого приказа.
Также в решении суда от 20 декабря 2021 г. отражено, что сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, регулирующим органом получены не в полном объеме, данные обстоятельства департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не оспаривались.
При разрешении и предыдущего административного дела, и настоящего дела административным ответчиком указано на то, что по результатам анализа сводной информации по многоквартирным домам с централизованным горячим водоснабжением и с самостоятельным производством горячей воды с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества, по первой группе (многоквартирные дома с неизолированными стояками и с полотенцесушителями - 2331) информация по объемам горячей воды и расходу тепловой энергии, определенным на основании показаний общедомового прибора учета, которая соответствует условиям представительности выборки, предоставлена по 295 многоквартирным домам, из них 292 многоквартирных дома с централизованной системой и 3 многоквартирных дома с самостоятельным производством горячего водоснабжения. Далее, по 295 многоквартирным домам, предварительно вошедшим в выборку, было определено среднее арифметическое значение. Из указанного количества домов были исключены 140 многоквартирных домов, по которым отклонение значения среднеарифметического показателя составило более 20%, в итоге на основе предварительной выборки была сформирована выборка в 155 дома. Дисперсия выборочной совокупности определена в 0,000090, дисперсия генеральной совокупности 0,014934 соответственно.
На основании данных показателей административный ответчик полагал, что применение метода аналогов было невозможно, поскольку для расчета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды методом аналогов отсутствовал необходимый объем выборки - 244 дома при наличии расчетных данных только по 155 домам.
При рассмотрении административного дела в„– 3а-548/2021 суд, проанализировав положения пунктов 32(1) - 36 Правил в„– 306, и, исходя из того, что в нарушение порядка определения нормативов, установленного Правилами в„– 306, объем выборки был сформирован административным ответчиком с учетом информации по объемам горячей воды и расходу тепловой энергии, определенной на основании показаний приборов учета коммунальных ресурсов, то есть формирование объема выборки произведено не на начальном этапе, а на завершающем этапе деятельности по определению норматива, сделал вывод о том, что департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не приняты все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, иных ресурсосберегающих организаций, что привело к неверному определению административным ответчиком выборки и необоснованному отказу от применения метода аналогов.
В силу положений статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь и оспариванию при рассмотрении настоящего дела. Суд находит несостоятельной ссылку административного ответчика в дополнениях к возражениям на административное исковое заявление от 19.01.2023 на то обстоятельство, что в 2022 г. департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области была запрошена и получена информация, необходимая для формирования выборки для проведения измерений и расчета нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в отопительном периоде 2022 - 2023 г.г., поскольку данные действия имели место после утверждения оспариваемого норматива.
С учетом изложенного суд считает, что норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями, определенный расчетным методом, подлежит признанию недействующим, исходя из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов, являющегося приоритетным, и применение расчетного метода отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений не подтверждено.
Также необходимо отметить, что доводы административного ответчика в той части, что административный истец не доказал нарушение своих прав, суд находит несостоятельными. Из разъяснений, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 в„– 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Открытого акционерного общества "Газпром нефть", следует, что возбуждение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта ставится в зависимость от того, может ли оспариваемый акт рассматриваться как нарушающий права и свободы заявителя. Если заявителем оспаривается нормативный правовой акт, не затрагивающий его права или законные интересы, то суд отказывает в принятии заявления к рассмотрению. В то же время сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.
Довод административного истца о необходимости признания оспариваемого акта не действующим со дня его принятия отклоняется судом. Поскольку приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 со дня введения его в действие применялся для регулирования правоотношений в соответствующей сфере, то с учетом содержания закрепленных в нем правовых норм данный нормативный правовой акт в оспариваемой части признается не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что в результате признания оспариваемых норм недействующими возникает недостаточная правовая урегулированность публичных правоотношений, при которой могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, в силу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд возлагает на административного ответчика обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу замещающий нормативный правовой акт в части, в которой приказ от 28.06.2021 в„– 109 признан недействующим.
Во исполнение пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возлагается обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в официальном печатном издании органа государственной власти субъекта РФ - в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет".
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Т" удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Обязать департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 28.06.2021 в„– 109 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных домов с системой самостоятельного производства коммунальной услуги по горячему водоснабжению (открытой, закрытой) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с неизолированными стояками и с полотенцесушителями.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------