Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 10.01.2023 по делу N 3а-95/2023 <О признании недействующим п. 2873 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утв. приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22.12.2021 N 2948>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2023 г. по делу в„– 3а-95/2023

(извлечение)

Приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22 декабря 2021 года в„– 2948 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Приказ был официально опубликован 27 декабря 2021 года, номер публикации 3606202124268, вступил в силу и подлежит применению в целях исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с 1 января 2022 года.
Пунктом 2873 в перечень включено нежилое здание столовой с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственник здания - Акционерное общество элеватор "Э" обратился в суд с административным исковым заявлением о признании в данной части перечня не действующим.
В обоснование требований административный истец указал на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение здания в перечень в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права общества как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель административного истца - Акционерного общества элеватор "Э" по доверенности Ч.В.В. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Ш.А.Г. в судебном заседании административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая базовая определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год был подготовлен на основании данных Единого государственного реестра недвижимости, оснований для исключения спорного объекта из утвержденного перечня не имелось.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Ц" по доверенности Б.Е.А. административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях, полагала, что поскольку на момент формирования перечня спорное здание отвечало требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, то заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов (подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 ранее действовавшего Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 3.1.36 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 в„– 365 в редакции постановления от 18.11.2021 в„– 659, на департамент возложены полномочия по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Проверяя содержание Перечня на 2022 год в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о неправомерности включения в него здания, принадлежащего административному истцу.
По смыслу подпункта 2 пункта 1, пункта 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующего вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимого имущества предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В статье 1.1 Закона Воронежской области от 27.11.2003 в„– 62-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции до Федерального закона от 30.11.2021 в„– 111-ОЗ) было закреплено, что налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется, в частности, в отношении нежилых помещений общей площадью до 2000 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, либо фактически используются для размещения торговых объектов.
Как видно из материалов административного дела и установлено в судебном заседании, принадлежащее на праве собственности Акционерному обществу элеватор "Э" нежилое здание площадью 118,2 кв. м, расположенное по адресу: Воронежская область, Эртильский район, г. Эртиль, ул. 9 Мая, 116, включено в оспариваемый Перечень на 2022 год как объект общественного питания и бытового обслуживания на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В судебном заседании представитель государственного бюджетного учреждения Воронежской области "Ц" по доверенности Б.Е.А. пояснила, что на момент подготовки проекта перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в распоряжении учреждения имелся поступивший из федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Воронежской области перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в 2021 году. Согласно пункту 9 Приказа Росреестра от 06.08.2020 в„– П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости" в такой перечень объектов недвижимости включаются сведения Единого государственного реестра недвижимости обо всех объектах недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, то есть по состоянию на 1 января 2021 года. В указанном перечне содержались следующие характеристики объекта недвижимости с кадастровым номером N: наименование - "Отдельно стоящее здание (столовая)", назначение объекта - "Нежилое". По итогам проведения анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости учреждением был сформирован перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, в который вошло здание с кадастровым номером N.
Между тем, суд не может согласиться с доводами стороны административного ответчика о том, что данный объект недвижимости соответствует установленным законодательствам критериям, поскольку указание в выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименования нежилого здания: столовая, само по себе без оценки иных фактических обстоятельств дела не свидетельствует о правомерности его отнесения к объектам, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По состоянию на 13 мая 2022 года по данным Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером в„– обладает следующими характеристиками: площадь - 118,2 кв. м, адрес - <адрес>, назначение - нежилое, наименование - хозяйственная постройка, год завершения строительства - 1985. Право собственности на здание за Акционерным обществом элеватор "Э" зарегистрировано 26 декабря 2007 года, запись регистрации <данные изъяты> кадастровый номер присвоен 29 июня 2012 года.
Согласно техническому паспорту, составленному сотрудниками БТИ Эртильского района Воронежской области по результатам обследования по состоянию на 28 апреля 2022 года, хозяйственная постройка по адресу: <адрес>, под литером К состоит из бытовых помещений общей площадью 118,2 кв. м, из них помещения основные - площадью 1,2 кв. м, 1,4 кв. м, 3,2 кв. м, 8,1 кв. м, 6,6 кв. м, 11,7 кв. м, 75,8 кв. м, вспомогательные - площадью 5,2 кв. м, 5,0 кв. м.
По состоянию на 14 февраля 2001 года сотрудниками БТИ Эртильского района сведения о местоположении здания под литером К в размерах 8,95 м (ширина) x 15,75 м (длина) внесены в технический паспорт здания (строения) на земельном участке в„– <адрес>, при этом не были учтены при определении общей площади расположенных на нем объектов, куда вошли элеватор, маслоцех и мельница.
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, которое находится по адресу: <адрес>, состоит из земель населенных пунктов, предназначен для производственных целей, запись регистрации права собственности административного истца от 31 марта 2008 года <данные изъяты>, на кадастровом учете значится с 18 декабря 2005 года. На данном участке помимо спорного объекта расположены еще 10 объектов недвижимого имущества (склады, мехмастерская, подсобный корпус, контора и лаборатория, элеватор), принадлежащие Акционерному обществу элеватор "Э".
Данные обстоятельства подлежат оценке с учетом требований статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (пункт 1); налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (пункт 3); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7).
Таким образом, давая оценку наряду с данными Единого государственного реестра недвижимости и иным фактическим обстоятельствам, суд исходит из того, в совокупности они не свидетельствуют о предназначении здания как объекта общественного питания.
Согласно Национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 31985-2013 "Услуги общественного питания. Термины и определения" общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.
В соответствии с пунктом 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.
Предприятие общественного питания (предприятие питания) - это объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В пунктах 20 - 40 указанного стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе даны следующие понятия: столовая - предприятие общественного питания, общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей, производящее и реализующее блюда и кулинарные изделия в соответствии с разнообразным по дням недели меню.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 в„– 1515, услуги общественного питания - услуги, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой. Столовая - предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Как установлено судом и не оспаривается административным ответчиком, здание с кадастровым номером в„– расположено на территории, доступ на которую ограничен, что объективно подтверждается приказом генерального директора общества от 23 октября 2019 года в„– 449 "Об утверждении инструкции по организации пропускного и внутриобъектового режимов на участках предприятия АО элеватор "Э".
По данным Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24 декабря 2018 года, на 25 февраля 2019 года, на 17 ноября 2021 года, на 18 ноября 2022 года основным видом деятельности Акционерного общества элеватор "Э" является хранение и складирование зерна (52.10.3), среди дополнительных видов деятельности значится выращивание зерновых культур (01.11.1), выращивание зернобобовых культур (01.11.2), выращивание семян масличных культур (01.11.3), торговля оптовая зерном (46.21.11), торговля оптовая масличными семенами и маслосодержащими плодами (46.21.13).
В судебном заседании установлено, в том числе, из показаний свидетеля Ф.В.И., и объективно подтверждается материалами дела, в точности, приказом от 19 февраля 2021 года в„– 95 "Об утверждении штатного расписания АО элеватор "Э", приказом от 10 января 2022 года в„– 01/11 "Об утверждении штатного расписания АО элеватор "Э", что административный истец не оказывает услуги общественного питания населению, в том числе, не обеспечивает питанием работников общества. Так, в отношении Акционерного общества элеватор "Э" заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Аннинском, Бутурлиновском, Таловском, Эртильском районах был составлен протокол от 30 августа 2021 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам проверки соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при проведении которой установлено отсутствие на территории, эксплуатируемой обществом по адресу: г. Эртиль, ул. 9 Мая, 116, специально оборудованного помещения для приема пищи.
Материалами дела (бухгалтерская справка с оборотно-сальдовой ведомостью за 2021 год, за 2022 год, аудиторское заключение, приложение к пояснениям к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, утвержденным 30 декабря 2019 года) объективно подтверждается, что спорное здание не учитывалось в составе основных средств общества, поскольку срок полезного использования истек в 2003 году, и, соответственно, налог на недвижимое имущество не уплачивался, в настоящее время оно используется в целях хранения товарно-материальных ценностей.
В свою очередь, в материалах административного дела отсутствуют доказательства размещения в вышеназванном здании объекта для оказания услуг общественного питания, в том числе, по результатам определения вида фактического использования. В судебном заседании достоверно установлено, что до принятия оспариваемого нормативного правового акта мероприятия по обследованию спорного здания с целью определения вида его фактического использования на предмет включения в Перечень на 2022 год административным ответчиком не проводилось. В ответе от 9 сентября 2022 года исх. в„– 52-13-20604 на обращение генерального директора Акционерного общества элеватор "Э" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области указал на нецелесообразность выезда на место нахождения объекта с целью его осмотра и определения вида его фактического использования, вместе с тем, подтвердил, что при сохранении в Едином государственном реестре недвижимости сведений по состоянию на 13 мая 2022 года о спорном объекте, он не будет включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год. Указанную позицию представитель административного ответчика подтвердил в судебном заседании.
С учетом изложенного суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что спорный объект недвижимого имущества соответствовал критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадал под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Между тем, административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанного здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечень на 2022 год, не представил.
Соответственно, заявленные требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности опубликовать сообщение о настоящем решении в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим со дня принятия пункт 2873 перечня, утвержденного приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 22 декабря 2021 года в„– 2948 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Сообщение о принятии настоящего решения в течение месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению на официальном сайте департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.01.2023.


------------------------------------------------------------------