Типы документов



Постановление Правительства Воронежской обл. от 27.03.2023 N 197 "Об утверждении стратегии развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2023 г. в„– 197

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Воронежской области от 04.09.2023 в„– 614)

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в целях обеспечения координации деятельности субъектов военно-патриотического воспитания Правительство Воронежской области постановляет:
1. Утвердить стратегию развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Управлению молодежной политики Правительства Воронежской области в срок до 01.04.2023 обеспечить разработку плана реализации стратегии развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года с последующим утверждением решением координационного совета по военно-патриотическому воспитанию при Правительстве Воронежской области в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Воронежской области Соколова С.А.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГУСЕВ





Приложение

Утверждена
постановлением
Правительства Воронежской области
от 27.03.2023 в„– 197

СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Правительства Воронежской области от 04.09.2023 в„– 614)

I. Общие положения

Стратегия развития военно-патриотического воспитания в Воронежской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи и основные направления военно-патриотического воспитания, организации подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Правовой основой разработки Стратегии являются:
- Федеральный закон от 31 мая 1996 года в„– 61-ФЗ "Об обороне";
- Федеральный закон от 28 марта 1998 года в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
- Федеральный закон от 09 мая 2006 года в„– 68-ФЗ "О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года в„– 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года в„– 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи";
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года в„– 1666 "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года в„– 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года в„– 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2010 года в„– 194 "Вопросы межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотическому воспитанию";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года в„– 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях";
- Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года в„– 134-р;
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года в„– 2403-р;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года в„– 996-р;
- Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 года в„– 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах";
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 мая 2001 года в„– 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования";
- Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2014 года в„– 745 "Об утверждении порядка взаимодействия органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при организации и проведении мероприятий по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации";
- Закон Воронежской области от 12 мая 2009 года в„– 32-ОЗ "О молодежной политике в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 06 октября 2010 года в„– 103-ОЗ "О патриотическом воспитании в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 06 ноября 2013 года в„– 159-ОЗ "О кадетском образовании в Воронежской области";
- Закон Воронежской области от 31 июля 2014 года в„– 100-ОЗ "О почетном звании Воронежской области "Населенный пункт воинской доблести";
- Закон Воронежской области от 01 июня 2016 года в„– 64-ОЗ "О развитии военно-прикладного спорта на территории Воронежской области".

II. Основные понятия системы
военно-патриотического воспитания

Определение стратегических целей и задач военно-патриотического воспитания основывается на следующих основных понятиях:
патриотизм - любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
традиционные российские духовно-нравственные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (далее также - традиционные ценности);
патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;
система патриотического воспитания - совокупность субъектов патриотического воспитания, используемых ими средств и методов патриотического воспитания, а также мероприятий, проводимых в целях патриотического воспитания;
военно-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к военной и государственной службе иных видов и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков;
субъекты военно-патриотического воспитания - исполнительные органы Воронежской области, органы местного самоуправления Воронежской области, общественные объединения, организации и граждане, участвующие в военно-патриотическом воспитании, спортивной подготовке;
государственная поддержка субъектов патриотического воспитания - совокупность принятых и осуществляемых государственными органами организационных мер образовательного, информационного, финансово-экономического, правового и иного характера, направленных на создание благоприятных условий для патриотической работы;
допризывная подготовка - комплекс мер и мероприятий, предусмотренный федеральным и областным законодательством в целях подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Иные понятия, используемые в Стратегии, применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Воронежской области.

III. Краткий анализ состояния
подготовки граждан к военной службе

Сильными сторонами военно-патриотического воспитания в Воронежской области являются:
1. Военно-патриотическое воспитание осуществляется с учетом особенностей региона, его культуры, истории, традиций и тенденций развития.
2. Нормативное обеспечение патриотического воспитания в Воронежской области реализуется, как правило, в порядке опережающего правового регулирования.
3. Военно-патриотическое воспитание входит в полномочия исполнительных органов Воронежской области и структурных подразделений Правительства области, а также реализуется общественными организациями, казачьими обществами, военно-патриотическими клубами и инициативными гражданами.
4. В целях обеспечения реализации Законов Воронежской области от 06.10.2010 в„– 103-ОЗ "О патриотическом воспитании в Воронежской области", от 29.04.2016 в„– 45-ОЗ "Об отдельных мерах по поддержке проведения поисковой работы на территории Воронежской области" и от 01.06.2016 в„– 64-ОЗ "О развитии военно-прикладного спорта на территории Воронежской области", а также координации деятельности субъектов военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области в 2013 году создан координационный совет по военно-патриотическому воспитанию при Правительстве Воронежской области, утвержденный постановлением Правительства Воронежской области от 19 июня 2013 года в„– 537 "О создании координационного совета по военно-патриотическому воспитанию при правительстве Воронежской области" (далее - Координационный совет).
5. С целью формирования системы военно-патриотического воспитания, а также координации деятельности заинтересованных ведомств и организаций, в том числе зональных центров подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области, в сфере осуществления допризывной подготовки молодежи к военной службе на территории Воронежской области создан Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области.
6. В соответствии с решением Президента Российской Федерации от 13 марта 2019 года в„– ПР-443 в целях военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, а также проведения учебных сборов, предусматривающих получение обучающимися начальных знаний в области обороны, с юношами допризывного возраста, проходящими обучение по основам военной службы, создано государственное автономное учреждение дополнительного образования Воронежской области "Учебно-методический центр военно-патриотического воспитания молодежи "Авангард".
Помимо этого, повышается эффективность использования системы средств патриотического воспитания, включающая три основных компонента, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота-защитника Отечества: материально-технический, образовательный и организационный.
В целях реализации указанных задач созданы зональные центры подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания Воронежской области:
- в Борисоглебском городском округе;
- в Лискинском муниципальном районе;
- в Богучарском муниципальном районе с филиалами в с. Верхний Мамон и с. Петропавловка.
В настоящее время на территории Воронежской области действуют:
728 общеобразовательных организаций;
168 организаций дополнительного образования детей;
54 профессиональные образовательные организации;
317 военно-патриотических объединений.
Помимо этого, в установленном приказом департамента образования Воронежской области порядке предусмотрена информационная открытость деятельности военно-патриотических объединений Воронежской области.
Кроме того, в Воронежской области с мая 2016 года функционирует региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" (далее - ВВПОД "ЮНАРМИЯ"), которое было создано по инициативе Минобороны России и поддержано Президентом Российской Федерации.
В настоящее время действуют 434 юнармейских отряда с общим количеством участников 11254 человека.
На сегодняшний день в 38% общеобразовательных организаций Воронежской области имеется тир (место, приспособленное для проведения стрельбы (электронный стрелковый тренажер)), 31% - спортивный городок с элементами полосы препятствий, 44% - предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, 50% - массогабаритные макеты автомата Калашникова (7,62-мм или 5,45-мм), 44% - медицинское имущество (индивидуальные средства медицинской защиты, сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи), 30% - макеты гранат.
Большое значение имеет развитие кадрового потенциала. На базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Воронежской области "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" проводится повышение квалификации учителей и преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности. Доля учителей, охваченных подготовкой, составила 40% от общего числа вышеназванной категории.
Структуру системы патриотического воспитания на текущий период составляют:
- организации, осуществляющие патриотическое (военно-патриотическое) воспитание, педагогические работники (специалисты), граждане, в том числе несовершеннолетние граждане и их родители (законные представители);
- государственные и иные органы, осуществляющие управление в сфере патриотического (военно-патриотического) воспитания, и созданные ими консультативные, совещательные и иные коллегиальные органы;
- организации, осуществляющие обеспечение допризывной подготовки, патриотического (военно-патриотического) воспитания и оценку качества патриотического воспитания;
- общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере патриотического воспитания.
Особое место в системе патриотического воспитания занимает семья как начальное звено этой системы.
Активному участию Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" Воронежской области (далее - ДОСААФ), ветеранских и молодежных общественных объединений, военно-патриотических и военно-спортивных клубов в организации и проведении военно-патриотического воспитания молодежи на территории Воронежской области будет способствовать выделение отдельного направления грантовой поддержки, предусмотренного на реализацию проектов некоммерческих организаций в сфере военно-патриотического воспитания, а также иные формы поощрений за достижения в сфере развития военно-прикладного спорта на территории Воронежской области.
Развиваются направления воспитания у молодежи чувства патриотизма и уважения к истории региона и защитникам Отечества через организацию поисковой деятельности.
Подготовка к военной службе должна строиться на целостной системе мер, направленных на физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку граждан. Получение гражданами начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы должны вестись в объемах, необходимых для военной службы, с использованием всего комплекса механизмов обязательной и добровольной подготовки. Выбор мероприятий (механизмов) Стратегии базируется на выборе по каждому направлению подготовки наиболее проблемных вопросов и применении эффективных механизмов их решения.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом общих негативных факторов, нашедших отражение в разделе II Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года в„– 134-р (далее - Концепция).
Слабые стороны практики военно-патриотического воспитания в Воронежской области:
1) недостаточная организация военно-патриотического воспитания в системе высшего профессионального образования. Отсутствие базовых опорных образовательных учреждений по военно-патриотическому воспитанию и инновационных площадок. Формальное проведение в некоторых общеобразовательных организациях учебных сборов по основам военной службы в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности;
2) нерешенность проблемы определения реальных состояния, уровня и оценки военно-патриотического воспитания. Часто оценка сводится к количеству мероприятий, а не к качеству их проведения. Главным считается процесс военно-патриотического воспитания, а не его результат;
3) разобщенность работы органов публичной власти, ведомств, молодежных общественных объединений, ветеранских организаций по военно-патриотическому воспитанию осложняется отсутствием с 2021 года государственной программы Воронежской области в сфере подготовки граждан к военной службе;
4) несоответствие состояния учебно-материальной базы ДОСААФ уровню технического оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов сопровождается отчуждением объектов недвижимости, предназначенных для военно-спортивной подготовки;
5) отсутствие ресурсных возможностей, инструкторско-тренерского состава и унифицированного методического обеспечения исполнения уставных задач и иного функционала, предусмотренного законодательством, в ВВПОД "ЮНАРМИЯ";
6) требует совершенствования и развития военно-шефская работа со стороны военных комиссариатов, воинских частей и соединений, иных силовых структур, дислоцирующихся на территории Воронежской области;
7) отсутствует система подготовки и повышения квалификации инструкторов и организаторов допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
8) недостаточно развита сеть военно-патриотических, военно-технических, военно-спортивных объединений, клубов, секций, курсов, различных кружков военно-патриотической направленности;
9) практически отсутствуют предусмотренные Федеральным законом от 28 марта 1998 года в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" учебные пункты изучения основ военной службы в организациях для работающей молодежи, не прошедшей подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.

IV. Цели, задачи и инструменты Стратегии

Целями реализации Стратегии являются:
- координация мер по объединению усилий государства, общества и личности по защите Российской Федерации, разработка и реализация мер, направленных на повышение эффективности военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации и их подготовки к военной службе, в пределах компетенции исполнительных органов Воронежской области;
- учет традиционных российских духовно-нравственных ценностей в допризывной подготовке граждан;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками;
- формирование и развитие профессионально значимых качеств граждан, умений и готовности к их активному проявлению в процессе военной и государственной службы иных видов, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, повышение мотивации к военной службе;
- участие в создании системы военно-спортивной подготовки во взаимодействии с иными органами и организациями в пределах компетенции исполнительных органов Воронежской области;
- повышение роли общественно-государственных организаций в допризывной подготовке граждан в Воронежской области.
Задачами реализации стратегии являются:
- разработка единых критериев и показателей работы по военно-патриотическому воспитанию для субъектов военно-патриотического воспитания;
- разработка единой программы подготовки граждан к военной службе для военно-патриотических объединений, формирующей готовность и практическую способность к защите Отечества, а также единого календаря мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания;
- организация повышения квалификации специалистов в сфере военно-патриотического воспитания для обеспечения развития системы военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе;
- увеличение количества граждан допризывного возраста с наличием первого спортивного разряда и спортивного звания;
- обеспечение ежегодной организации и проведения регионального этапа Спартакиады молодежи допризывного возраста, проживающей на территории Воронежской области, с привлечением максимального количества команд, укомплектованных юношами и девушками;
- развитие системы профильных образовательных учреждений соответствующей направленности, а именно кадетских корпусов, школ, классов;
- совершенствование системы организации военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в организациях ДОСААФ путем создания действенной оптимизированной модели, способствующей переходу от подготовки по военно-учетным специальностям к подготовке граждан к защите Отечества;
- развитие авиационных, технических видов спорта, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта.
Целевыми группами Стратегии являются граждане Российской Федерации, обучающиеся в образовательных организациях Воронежской области, воспитанники военно-патриотических объединений, а также руководители и инструкторы военно-патриотических объединений и зональных центров.
Актуальность военно-патриотического воспитания как одного из направлений патриотического воспитания обусловлена:
ростом геополитической нестабильности и конфликтности, усилением межгосударственных противоречий, сопровождающихся повышением угрозы использования военной силы;
значительно возросшими ролью и значением заблаговременной подготовки к военной службе молодежи допризывного возраста.
Работа механизмов Стратегии будет обеспечена следующими инструментами:
единый календарь мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания;
единые критерии и показатели работы по военно-патриотическому воспитанию для субъектов военно-патриотического воспитания;
единая программа повышения квалификации представителей военно-патриотических объединений, специалистов в сфере военно-патриотического воспитания;
круглогодичная система соревнований, нацеленных на проверку уровня физической подготовленности молодежи и владения прикладными навыками по критериям военно-учетных специальностей;
военно-патриотические сборы для обучающихся образовательных организаций в Воронежской области по созданию резерва специалистов в сфере военно-патриотического воспитания;
военно-патриотические сборы с представителями военно-патриотических объединений;
формирование и ведение реестра военно-патриотических объединений в Воронежской области;
дополнительная подготовка граждан, пребывающих в запасе;
мониторинг нормативных правовых актов Воронежской области, комплексно регулирующих сферу реализации военно-патриотического воспитания.
Важными направлениями деятельности исполнительных органов Воронежской области, общественных объединений (клубов) и иных организаций, являющихся субъектами военно-патриотического воспитания, являются определение, обоснование и применение на практике единых критериев и показателей работы по военно-патриотическому воспитанию и подготовке к военной службе. Большое значение имеют не только определенные ценности, позиции, принципы, цели, установки, специфические признаки и качественные характеристики личности, группы, но и их реализация в действительности, реальное проявление в практике военно-патриотической деятельности.
Согласно Концепции базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья.
Несмотря на то что существующая система сохранения и укрепления здоровья детей и подростков позволяет решить задачу по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимо обратить внимание на повышение уровня физического развития молодежи, в том числе путем создания системы военно-спортивной подготовки, реализуемой на базе межведомственного взаимодействия заинтересованных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области.

V. Меры военно-спортивной подготовки
(введен постановлением Правительства Воронежской области
от 04.09.2023 в„– 614)

Обеспечение военно-спортивной подготовки - скоординированная деятельность субъектов военно-патриотического воспитания, направленная на создание и поддержание условий эффективного функционирования и развития военно-спортивной подготовки, заключающаяся в организации и осуществлении мероприятий методического, материально-технического, финансового и информационного обеспечения.
С 2022 года в регионе с учетом перечня поручений по вопросу создания центров военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи, утвержденного Президентом Российской Федерации 20.09.2022 в„– Пр-1678, начата реализация пилотного проекта военно-спортивной подготовки с привлечением ресурсов Общероссийского союза общественных объединений "Российский союз боевых искусств".
Воронежская область регулярно участвует в Спартакиаде молодежи России допризывного возраста, Всероссийской военно-спортивной игре "Победа" в установленном порядке. С 2023 года планируется расширение перечня видов спорта Всероссийского военно-спортивного фестиваля имени генералиссимуса А.В. Суворова среди кадет, на соревнованиях по которым могут выступить представители региона - команды воспитанников кадетских корпусов, учащиеся кадетских классов общеобразовательных организаций, юнармейцы, казачья молодежь, воспитанники патриотических клубов.
С учетом общественного запроса является целесообразным овладение навыками в смежных областях знаний, таких как тактическая медицина, управление беспилотными летательными аппаратами, контраварийное вождение и судовождение маломерных судов, основы легководолазной подготовки, выживание в различных климатогеографических условиях.
Следует шире задействовать опыт региональных спортивных федераций и иных спортивных и общественных организаций, государственных военизированных организаций по служебно-прикладным и военно-прикладным (армейский рукопашный бой, военно-прикладной спорт, военно-спортивное многоборье, гребля на шлюпках, гребно-парусное двоеборье, комплексное единоборство, международное военно-спортивное многоборье, многоборье спасателей МЧС России, пожарно-прикладной спорт, спасательный спорт, армейское тактико-стрелковое многоборье и др.), техническим (авиамодельный спорт, автомодельный спорт, радиоспорт, судомодельный спорт), стрелковым (практическая стрельба, пулевая стрельба, пейнтбол, стендовая стрельба, стрельба из арбалета, стрельба из лука) видам спорта, осуществляемым в природной среде (автомобильный спорт, альпинизм, водно-моторный спорт, воздухоплавательный спорт, морское многоборье, мотоциклетный спорт, парашютный спорт, парусный спорт, планерный спорт, подводный спорт, рафтинг, самолетный спорт, скалолазание, спорт сверхлегкой авиации, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.).
Интеграция элементов подготовки по указанным видам спорта, проведение сборов по повышению технической квалификации в целях настоящей Стратегии будут способствовать достижению полезных результатов и овладению следующими знаниями и компетенциями:
- знание приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма;
- формирование и совершенствование физических качеств (выносливость, сила, быстрота и ловкость);
- овладение навыками преодоления препятствий и работы с транспортной техникой, со средствами связи;
- воспитание морально-волевых качеств (уверенность в своих силах, целеустремленность, смелость и решительность, инициатива и находчивость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание);
- изучение правил безопасного обращения с оружием и приобретение навыков безопасного обращения с оружием;
- воспитание лидерских качеств, дисциплинированности, коллективизма, командной слаженности и взаимопомощи в обстановке, максимально приближенной к условиям воинского коллектива.
Мероприятия военно-спортивной подготовки, реализуемые с учетом интересов детей и молодежи на основе сочетания классических и инновационных методов обучения, как, например, игровые методы с образовательным компонентом, государственная поддержка соответствующих инициатив социально ориентированных некоммерческих организаций позволят не только увеличить долю молодежи призывного возраста, регулярно занимающейся физической культурой и спортом, но и в конечном счете будут способствовать созданию действенной современной системы допризывной подготовки молодежи.

VI. Оценка эффективности Стратегии

Оценка эффективности реализации Стратегии осуществляется на основе качественных и количественных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Оценка результативности реализации Стратегии осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры - это качественные показатели, полученные в результате конкурсных мероприятий, данных официальной статистики, мониторингов и опросов: утверждение в сознании граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Воронежской области, к русским воинским традициям, повышение престижа военной и государственной службы иных видов.
Количественные параметры:
- количество мероприятий военно-патриотической направленности для детей и молодежи в соответствии с планом реализации Стратегии;
- количество военно-патриотических, оборонно-спортивных сборов, смен, лагерей;
- количество образовательных и иных организаций, в которых открыты отделения и секции по военно-прикладным видам спорта;
- количество информационных материалов (освещение в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов власти, а также региональных учреждений деятельности военно-патриотических объединений, проведения мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание, и деятельности по развитию военно-прикладных видов спорта);
- количество воспитанников военно-патриотических объединений (клубов), призванных на военную службу, поступивших в военные образовательные организации высшего образования;
- количество видов (дисциплин) военно-прикладного спорта, развиваемых в Воронежской области;
- количество спортсменов-разрядников по военно-прикладным, техническим и авиационным видам спорта;
- количество спортивных соревнований по военно-прикладному виду или видам спорта, имеющих статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Воронежской области;
- количество членов ВВПОД "ЮНАРМИЯ", призванных на военную службу, поступивших в военные образовательные организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;
- доля руководителей военно-патриотических клубов (объединений), прошедших подготовку по единой программе;
- доля победителей/призеров из числа членов военно-патриотических клубов (объединений), принявших участия в мероприятиях военно-патриотической направленности в соответствии с планом реализации Стратегии.
Реализация оценочных показателей обеспечивается исполнительными органами Воронежской области и организациями Воронежской области в пределах установленной компетенции. Контроль эффективности Стратегии осуществляется Координационным советом.
Оперативный мониторинг применения Стратегии проводится по инициативе председателя Координационного совета в установленном порядке.
Результатом реализации Стратегии должно стать создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у граждан верности Родине, готовности к служению Отечеству, честному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга, служебных обязанностей, создание механизма, обеспечивающего овладение гражданами военными знаниями, умениями и навыками.

VII. Основные этапы Стратегии

Стратегия подлежит реализации в три основных этапа:
1. Этап формирования социально-педагогических, материально-технических, организационных ресурсов допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2023 год.
2. Этап развития допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2024 год.
3. Этап совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания на территории Воронежской области - 2025 год.
План реализации Стратегии утверждается решением Координационного совета.
Изменение основных этапов и содержания мероприятий реализации Стратегии осуществляется на основании решения Координационного совета.


------------------------------------------------------------------