Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 21.12.2023 по делу N 3а-743/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Воронежской области от 17.04.2013 N 321 "Об образовании государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" в части включения лесного участка в границы государственного природного заказника>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2023 г. по делу в„– 3а-743/2023

(извлечение)

Постановлением Правительства Воронежской области от 17.04.2013 в„– 321 утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения "Воронежская нагорная дубрава", границы государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", координаты характерных точек границ государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" (в системе координат WGS-84), карты-схемы функционального зонирования территории государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава", описание местоположения границ государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава".
ИП С.Е.Ю. просит признать недействующим постановление Правительства Воронежской области от 17.04.2013 в„– 321 "Об образовании государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" в части включения лесного участка площадью 0,1528 га местоположение: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ИП С.Е.Ю. на основании договора аренды лесного участка от 07.08.2008 в„– 195 с учетом дополнительного соглашения от 26.07.2019 владеет и пользуется указанным лесным участком. Оспариваемым нормативным правовым актом он включен в состав особо охраняемой природной территории областного значения, на которой расположен государственный природный заказник областного значения "Воронежская нагорная дубрава". В соответствии с проектом освоения лесов, разработанным в 2009 г. филиалом ФГУП "Рослесинфорг" - "Воронежлеспроект" Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ лесной участок площадью 0,1528 га представлен нелесными землями (прочие земли), имеются единичные деревья, в том числе, сухостойные, размещение деревьев неравномерное. По результатам натурного обследования на участке произрастают единичные деревья дуба, березы, сосны, что свидетельствует об отсутствии редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений. На территории лесного участка в связи с отсутствием достаточной кормовой базы и защитных условий животный мир практически отсутствует. Также лесной участок непосредственно граничит с федеральной автомобильной дорогой М-4 "Дон", имеет согласованное примыкание к данной дороге. Кроме того, 18.06.2008 ИП С.Е.Ю. оформлено право собственности на объект недвижимости: здание пункта ремонта и обслуживания спортинвентаря и шин спортивных автомобилей, местоположение: Воронежская область, Рамонский район, 491 км + 400 м (лево) автомагистрали М-4 "Дон", выдел 26 квартал 54 Животиновского лесничества учебно-опытного лесхоза ВГЛТА, фактически расположенного в границах указанного лесного участка. В соответствии с техническим паспортом от 17.09.2008, изготовленном филиалом ГУП ВО "Воронежоблтехинвентаризация" БТИ Рамонского района, в границах лесного участка расположено здание пункта ремонта и обслуживания спортинвентаря и шин спортивных автомобилей, навес, замощение, бордюрный камень. Полагает, что включение указанного участка в границы государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" не соответствует положениям Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку он не имеет особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и оздоровительного значения, особого значения для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Также включение арендуемого лесного участка в границы государственного природного заказника "Воронежская нагорная дубрава" затрагивает его права и законные интересы как арендатора, ограничивает возможность его использования по договору, лишает прав на объект недвижимости, находящийся на участке.
В судебное заседание административный истец ИП С.Е.Ю. не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца ИП С.Е.Ю. по доверенности Ж.Д.А. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Правительства Воронежской области, заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области по доверенности Л.М.А. в судебном заседании административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований как не основанных на законе.
Представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, министерства лесного хозяйства Воронежской области, администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Заинтересованные лица - Д.В.С., П.Е.М. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованных суду заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, показания свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно пунктам 1, 2 статьи 58, пунктам 1, 2 статьи 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению данных природных объектов, запрещается.
Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Вопросы отнесения земель к особо охраняемым природным территориям, принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий, создания охранных зон и установления их границ, режима особой охраны территорий памятников природы регулируются Федеральным законом от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Статьей 24 указанного закона предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Воронежской области от 06.02.2007 в„– 18-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Воронежской области" Правительство Воронежской области своим постановлением от 17.04.2013 в„– 321 постановило объявить природный комплекс "Воронежская нагорная дубрава" (городской округ город Воронеж, Рамонский муниципальный район Воронежской области) государственным природным заказником областного значения "Воронежская нагорная дубрава", а занятую им территорию - особо охраняемой природной территорией областного значения (без изъятия земельного участка у землепользователя), также утвердило Положение о государственном природном заказнике областного значения "Воронежская нагорная дубрава".
Данный документ опубликован в издании "Собрание законодательства Воронежской области", в„– 11, ст. 335 (подписано в печать 23.04.2013).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" создание особо охраняемых природных территорий регионального значения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Воронежской области от 06.02.2007 в„– 18-ОЗ, утратившим силу в связи с принятием Закона Воронежской области от 27.05.2014 в„– 68-ОЗ, к полномочиям Правительства было отнесено принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий в Воронежской области в пределах своей компетенции; принятие решений об организации, упразднении, утверждении и изменении границ, категории и режима особой охраны особо охраняемых природных территорий областного значения; утверждение положений об особо охраняемых природных территориях областного значения (пункт 5 статьи 5).
В силу редакции Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 28.12.2013 в„– 406-ФЗ положения данной нормы предусматривают, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 23 названного Федерального закона).
Исходя из положений Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Воронежской области "Об особо охраняемых природных территориях Воронежской области", суд считает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной процедуре и форме, надлежащим образом опубликован.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным ответчиком требований законодательства, устанавливающего порядок принятия нормативного правового акта о создании особо охраняемой природной территории.
Ранее действовавшей редакцией статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" было определено, что обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в порядке, установленном этим законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения (пункт 4).
В материалах дела имеется утвержденное приказом министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области от 21.12.2012 в„– 12-э, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, согласно выводам которой, сделанным по результатам комплексного экологического обследования территорий Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области, допустимо и обоснованно придание данным территориям статуса особо охраняемой природной территории областного значения - государственный природный заказник комплексного (ландшафтного) профиля.
На государственную экологическую экспертизу был представлен отчет о научно-исследовательской работе "Комплексное экологическое обследование территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения (территория Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области)", составленный 21.11.2012 сотрудниками федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" во исполнение государственного контракта от 27.08.2012.
Как отражено в отчете, целью данного научного исследования являлось определение экологической ценности нагорной порослевой дубравы, расположенной на землях лесного фонда в пределах городского округа город Воронеж и Рамонского муниципального района Воронежской области (территория Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области).
Среди задач исследования обозначено: описать границы лесных массивов Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области, обосновать их площадь; дать гидрологическую характеристику объектов исследований; определить видовой состав растительного покрова территории исследования; изучить современное лесоводственно-экологическое состояние насаждений в лесных массивах Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области; определить видовой состав животного мира территории исследования; изучить ландшафтную структуру объектов исследования; разработать научное обоснование целесообразности придания статуса особо охраняемой природной территории лесным массивам Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области; разработать предложения по охранным мероприятиям (режим охраны) на территории Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области.
В разделе 1.10 "Обоснование целесообразности придания Животиновскому и Правобережному лесничествам категории особо охраняемой природной территории" отражено: "... наблюдается интенсивное рекреационное использование природных ландшафтов, особенно лесных. Одним из наиболее популярных мест отдыха населения г. Воронежа являются Животиновское и Правобережное участковые лесничества Пригородного лесничества Воронежской области. С экологической точки зрения это более благоприятные, удаленные от промышленных загрязнений территории. Они имеют хорошую транспортную доступность и высокие природно-эстетические качества. Здесь расположены довольно крупные рекреационные и оздоровительные центры, сформировались новые селитебные зоны. В результате увеличения нагрузки на природные комплексы возникла необходимость регулирования рекреационного лесопользования, разработки системы охраны и неистощительного природопользования, одновременно создающей благоприятные условия для отдыха и обеспечивающей улучшение, сохранность и использование природного комплекса в рамках его экологической емкости. Увеличение рекреационной нагрузки приводит к формированию полянно-куртинных комплексов с травянистым покровом из опушечных и луговых видов, который затем частично или полностью разрушается. На состояние лесных экосистем существенное влияние оказывает воздействие человека, проявляясь во все сезоны года, особенно заметно оно сказывается весной... и в раннелетнее время...".
На территории исследуемых объектов были выявлены редкие виды травянистых растений, внесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Воронежской области. Также зафиксирована уникальная ландшафтная ценность рассматриваемой территории. В точности, в отчете указано: "Неповторимое сочетание сохранившихся пойменных, склоновых, плакорных и зандровых ландшафтов - явление поистине уникальное, требующее охраны, изучения и бережного отношения.".
В заключении научными работниками лесотехнической академии делается вывод о необходимости придания объектам исследования статуса особо охраняемой природной территории "Воронежская нагорная дубрава", поскольку они относятся к природным комплексам, имеющим особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и историческое значение.
Допрошенный судом в качестве свидетеля ФИО13 принимавший участие в проведении комплексного экологического обследования, указал на то, что исследование проводилось 16 специалистами, по результатам которого принималось коллегиальное решение о включении обследованной территории в зону заказниками. Ими производилось почвенное исследование, описание растительного покрова, животного мира, в том числе с целью выявления редких, уникальных представителей. Также изучалась природная среда обитания, водные ресурсы. Все исследование проводились в натуре. Природный комплекс "Воронежская нагорная дубрава" граничит с автомобильной дорогой, арендуемый административным истцом участок относится к краевой зоне, по сути, является буферным участком природного комплекса, то есть осуществляет защитную функцию, поскольку препятствует дальнейшему проникновению человека вглубь охраняемой территории. Говорить, что на спорном земельном участке отсутствуют растительный и животный мир, достаточная кормовая база, бездоказательно, кроме того, нужно учитывать, что исследование проводилось природного комплекса в целом. Участок, арендуемый административным истцом, учитывался, в том числе, как транзитный путь для миграции отдельных животных, птиц, насекомых, которые могли жить на данном участке при осуществлении миграции. Наличие на землях лесного фонда строений, в том числе, жилых, не является препятствием для включения такой территории в особо охраняемую зону. Вся изученная территория представляла определенную ценность, поэтому и был сделан вывод о необходимости передать объект исследования в особо охраняемую зону.
У суда не имеется оснований ставить под сомнение показания данного свидетеля, которые изложены полно, последовательно, согласуются с материалами дела, какой-либо личной или иной заинтересованности в исходе дела у данного лица не установлено, стороной административного истца не представлено. В материалы дела административным истцом предоставлена информация об арендуемом лесном участке, выданная Управлением лесного хозяйства Воронежской области от 20.12.2018, которая объективно подтверждает показания свидетеля в части защитной функции участка. О защитном назначении насаждений земельного участка указано и в договоре аренды земельного участка от 07.08.2009.
Кроме того, материалы комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения (территория Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области) были предметом общественных обсуждений, проведенных 23.11.2012 г.
Информация о проведении общественных обсуждений была опубликована в газете "Коммуна" от 23.11.2012.
С материалами комплексного экологического обследования территорий можно было ознакомиться на кафедре ландшафтной архитектуры и почвоведения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия".
Как видно из протокола общественных обсуждений от 29.11.2012, по результатам общественных обсуждений было решено одобрить материалы комплексного экологического обследования территорий Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области с целью придания им статуса особо охраняемой природной территории.
Каких-либо возражений против включения принадлежащих юридическим лицам или гражданам участков в особо охраняемую природную территорию не поступило, данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО13.
Доводы представителя административного истца о том, что общественные слушания были организованы и проведены неправомочным лицом, суд находит несостоятельными, ссылка на статью 9 Федерального закона от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" не обоснована, поскольку положения данной статьи закрепляют за органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории полномочия по организации общественных обсуждений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, что не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в данном случае предметом общественных обсуждений являлись материалы комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения.
Законом Воронежской области от 06.02.2007 в„– 18-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Воронежской области" (в редакции, действовавшей на момент создания особо охраняемой территории) были распределены полномочия в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения.
В точности, согласно части 1 статьи 6 Закона Воронежской области от 06.02.2007 в„– 18-ОЗ к полномочиям уполномоченного органа относится, в том числе, разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий областного значения, в пределах своей компетенции; разработка проектов положений об особо охраняемых природных территориях областного значения и представление их на утверждение в Правительство Воронежской области; проведение комплексного экологического обследования территории и подготовка материалов по организации особо охраняемой природной территории областного значения.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Воронежской области от 10.05.2012 в„– 382 "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Воронежской области" таким уполномоченным органом было определено министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области.
К основным задачам министерства относились организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
Реализуя указанные полномочия, министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области заключило государственный контракт в„– 27 от 27.08.2012 с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Воронежская государственная лесотехническая академия" на проведение комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения (территория Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области), а 21.12.2012 приказом от 12-э утвердило заключение в„– 6 от 21.12.2012 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам комплексного экологического обследования территорий с целью придания им статуса особо охраняемых природных территорий областного значения (территория Животиновского и Правобережного участковых лесничеств Пригородного лесничества Воронежской области).
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из представленного в дело заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области от 21.12.2012 в„– 12-э, следует, что проект экологического обоснования организации особо охраняемой природной территории заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" рекомендован к реализации. В результате порядок проведения государственной экологической экспертизы считается соблюденным.
Таким образом, административным ответчиком представлены материалы, подтверждающие обоснованность создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава".
Суд не может признать заслуживающей внимания ссылку административного истца на проект освоения лесов на лесной участок площадью 0,1528 га, предоставленный в аренду для осуществления рекреационной деятельности, подготовленный в 2009 г. федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" в лице филиала "Воронежлеспроект", в котором отражено, что на основании натурного обследования на участке произрастают единичные деревья дуба, березы и сосны, редкие виды лесных растений на арендуемом участке отсутствуют, на утвержденное приказом Управления лесного хозяйства Воронежской области от 29.05.2019 в„– 1002 отрицательное заключение государственной экспертизы, согласно которому площадь арендованного лесного участка представлена на 98,2% нелесными землями.
В статье 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что при принятии решений о создании особо охраняемых природных территорий учитывается, в том числе, значение соответствующей территории для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания (подпункт "а" пункта 1).
Однако указанная норма не содержит запрета на создание особо охраняемых природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия объектов растительного и животного мира, не относящихся к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В свою очередь, в судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства того, что при принятии решения о создании особо охраняемой природной территории "Воронежская нагорная дубрава" учитывалось наличие в границах соответствующей территории участков природных ландшафтов, представляющих собой особую научную и культурную ценность, что отражено в подпункте "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Кроме того, по смыслу правовых предписаний, содержащихся в пункте 2 статьи 23, пунктах 1 и 3 статьи 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", в их системном единстве, создание государственных природных заказников регионального значения, определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного природного заказника регионального значения, а равно определение границ и площади территории является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому вопрос целесообразности создания заказника судебной оценке не подлежит.
Из материалов дела видно, что образование государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" было согласовано с соответствующими органами местного самоуправления - администрация городского округа город Воронеж, администрация Рамонского муниципального района Воронежской области.
В судебном заседании достоверно установлено, что вносимые в пункт 1 постановления Правительства Воронежской области от 17.04.2013 в„– 321 изменения в части площади природного заказника были связаны с корректировкой выявленного фактического несоответствия, указанного в отчете Общества с ограниченной ответственностью "Инновационно-экспертное предприятие "Экотехнологии", подготовленном в связи с исполнением государственного контракта от 27.08.2012 в„– 29, границ особо охраняемой природной территории (по координатной привязке) с описанием границ и контуров природного ландшафта. Данное несоответствие объясняется различием в примененных системах координат топоосновы картографического представления в отечественной географической системе координат Пулково-1942 и общемировой географической системе координат публичной кадастровой карты WGS-84. В процессе перевода из системы координат Пулково-1942 в систему WGS-84 возникли технические ошибки (погрешности), которые были устранены при внесении соответствующих изменений в постановление Правительства Воронежской области от 17.04.2013 в„– 321. Вместе с тем, описательная текстовая часть местоположения границ государственного природного заказника "Воронежская нагорная дубрава" в отношении лесного участка, арендуемого административным истцом, не менялась.
То обстоятельство, что в границах заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" находится нежилое здание с кадастровым номером в„– (пункт ремонта и обслуживания спортинвентаря и шин спортивных автомобилей), не свидетельствует о незаконности оспариваемого в части регионального нормативного правового акта, поскольку такого ограничения Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не устанавливает, допуская объявление территории государственным природным заказником как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, предварительное получение согласования которых не требуется (пункт 2 статьи 22 данного Федерального закона).
Земельный кодекс Российской Федерации, регулирующий правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, также такого согласования не предусматривает, относя такие земли к объектам общенационального достояния, не исключает их нахождение как в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, так и в собственности граждан и юридических лиц (пункт 2 статьи 95 данного Кодекса).
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права от 18.06.2008, среди документов - основания права собственности на пункт ремонта и обслуживания спортинвентаря и шин спортивных автомобилей значатся договор аренды участка лесного фонда <данные изъяты>, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <данные изъяты>, выданное <данные изъяты> комитетом администрации Рамонского муниципального района Воронежской области.
07.08.2008 между министерством лесного хозяйства Воронежской области и ИП С.Е.Ю. был заключен договор в„– 195 аренды лесного участка площадью 0,1528 га, местоположение: <адрес>. Местоположение участка указано с учетом дополнительного соглашения от <данные изъяты>.
Данный участок предоставлен в аренду для рекреационной деятельности, осуществление которой в соответствии с условиями договора от 07.08.2008 включает проведение мероприятий по охране, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемой территории, что согласуется с положениями части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды), которой осуществление рекреационной деятельности отнесено к одному из видов использования лесов.
Действительно, как отмечено в административном исковом заявлении, Федеральным законом от 29.07.2017 в„– 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" введена статья 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", согласно которой образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (часть 1). Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется (часть 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 в„– 280-ФЗ положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы ИП С.Е.Ю. как собственника пункта шиномонтажа, поскольку закрепляет образование природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" без изъятия земель у землепользователей, при этом Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" не установлена обязанность по изъятию земельных участков, включенных в состав особо охраняемой природной территории, у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
При разрешении настоящего дела не подлежат проверке на соответствие законодательству действия как регистрирующего органа, осуществившего регистрацию права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером N, так и органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на ввод данного объекта в эксплуатацию, поскольку данные вопросы не входят в предмет доказывания по делу. Также не имеют правового значения обстоятельства того, связано ли назначение данного объекта с использованием лесов, исходя из установленных по делу обстоятельств.
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2023, которым отказано в удовлетворении заявления ИП С.Е.Ю. о признании недействительным решения министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области <данные изъяты> об отказе в изменении границ государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" и возложении на них обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исключения арендованного лесного участка из границ особо охраняемой природной территории, отражено на то, что ИП С.Е.Ю. не доказал нарушение его прав и законных интересов.
Кроме того, следует отметить, что в производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело <данные изъяты> по исковому заявлению министерства лесного хозяйства Воронежской области к ИП С.Е.Ю. о расторжении договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности <данные изъяты>, обязании освободить и передать по акту приема-передачи занимаемый участок.
Вышеизложенное указывает на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями действующего на момент его принятия законодательства, регулирующего отношения в сфере организации особо охраняемой природной территории заказника регионального значения, не нарушает права и законные интересы землепользователя указанного арендованного земельного участка, вошедшего в границы заказника.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ИП С.Е.Ю. о признании недействующим постановления Правительства Воронежской области от 17.04.2013 в„– 321 "Об образовании государственного природного заказника областного значения "Воронежская нагорная дубрава" в части включения лесного участка в границы государственного природного заказника - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12.01.2024.


------------------------------------------------------------------