Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 05.10.2023 по делу N 3а-938/2023 <О признании не действующими нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, утв. приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 12.01.2021 N 1, в части установления норматива для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2023 г. по делу в„– 3а-938/2023

(извлечение)

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021 утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Приказ опубликован в информационной системе "Портал Воронежской области в сети "Интернет" и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 22.01.2021.
Б.В.А. обратился в суд с административным иском к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим с 01.01.2021 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах с 01.01.2021.
В обоснование заявленных требований указав, что административный истец является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В процессе жизнедеятельности образуются отходы, и как любой потребитель он (Б.) обязан заключить договор с региональным оператором.
Вывоз ТКО в г. Боброве и Бобровском районе осуществляется региональным оператором - ГУП ВО "Облкоммунсервис".
Деятельность по вывозу ТКО из г. Боброва относится к Лискинскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру.
Региональный оператор ежемесячно выставляет административному истцу квитанции на оплату услуг по вывозу ТКО, исходя из оспариваемого норматива, однако они не оплачиваются в связи с наличием разногласий в части норматива и рассмотрением спора о признании договора незаключенным.
Норматив накопления ТКО для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах и многоквартирных домах на территории Бобровского района оспариваемым приказом ДЖКХиЭ Воронежской области "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" от 12.01.2021 в„– 1 установлен в размере 2,02 куб. м на одного проживающего в год, независимо от проживания в многоквартирном или индивидуальном жилом доме. Действие приказа распространено на 2022 и последующие годы.
На основании изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца.
В соответствии с ФЗ от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" в„– 505 от 03.06.2016 учет образуемых собственником отходов осуществляется на основании норматива накопления ТКО из расчета на одного зарегистрированного в жилом доме.
В оспариваемом приказе от 12.01.2021 в„– 1 установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Административный истец полагает, что при принятии оспариваемого приказа нарушен порядок определения норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров. На дату принятия приказа у административного ответчика отсутствовали основания для установления норматива накопления твердых коммунальных отходов в отношении данных объектов. Норматив накопления ТКО административным ответчиком рассчитан без учета требований, предусмотренных Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269, без проведения всех необходимых замеров, что нарушает права административного истца.
Согласно вступившему в законную силу решению Воронежского областного суда от 02.06.2021 по делу в„– 3а-270/2021 департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области информация по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, не запрашивалась.
В целях сбора исходных данных для определения нормативов накопления, подведомственным департаменту ГУП ВО "Облкоммунсервис", был заключен договор с ФГБОУВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова", по которому исполнитель принял на себя обязанность выполнить научно-исследовательские работы на тему: "Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Воронежского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров". По результатам исполнения договора исполнителем был составлен отчет, на основании которого административным ответчиком был принят оспариваемый приказ. На основании объяснений участвующих в деле лиц судом установлено, что до издания приказа данный отчет должностными лицами департамента не анализировался на предмет его соответствия Правилам в„– 269.
Решение Воронежского областного суда от 02.06.2021 по делу в„– 3а-270/2021 при рассмотрении данного спора, по мнению административного истца, имеет преюдициальное значение. Согласно ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства нарушения административным ответчиком при принятии оспариваемого приказа требований, предусмотренных Правилами в„– 269, установлены вступившим в законную силу судебным постановлением от 02.06.2021 по делу в„– 3а-270/2021, и не подлежат повторному доказыванию. При рассмотрении указанного дела административный ответчик не предоставил суду сведения о том, каким образом им проверялась информация относительно обстоятельства того, жильцы каких индивидуальных жилых домов участвовали в образовании ТКО на выбранных для замеров. Поскольку оспариваемым приказом норматив накопления в отношении данных объектов установлен в отношении 1 проживающего, то вопрос о проверке расчетных единиц - жильцов индивидуальных жилых домов, на которых проводились замеры, являлся юридически значимым на стадии принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Приложением в„– 1 к Методическим рекомендациям определены категории объектов, на которых образуются отходы и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов: в отношении категории объектов "Домовладения" подразделы "Многоквартирные дома", "Индивидуальные жилые дома" определена расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив - 1 проживающий или 1 кв. м общей площади.
Перечисленные нарушения в расчетах оспариваемых нормативов, допущенные административным ответчиком, существенно влияют на определение нормативов.
При рассмотрении спора по делу в„– 3а-270/2021 установлен факт, что на дату принятия оспариваемого приказа работы по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов заказчиком (административным ответчиком) не были приняты, отчет был направлен исполнителем заказчику для его оценки, акт приема-передачи предмета договора не был подписан. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что до принятия оспариваемого приказа административным ответчиком не производились замеры отходов в отношении индивидуальных жилых домов и многоквартирных домов в соответствии с установленным Правилами в„– 269 порядком. Из Правил в„– 269 не следует возможность произвольного сбора информации в отношении твердых коммунальных отходов вне установленной процедуры. Применение иных исходных данных, кроме полученных в результате замеров, для расчета нормативов действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, оспариваемый приказ в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах, нарушает права административного истца, как собственника и пользователя частного домовладения, поскольку административным ответчиком нарушена методика расчетов норматива ТКО на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров. Данные, использованные при установлении норматива, являются неактуальными, получены вне процедуры сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов и в отсутствие соответствующих замеров, предусмотренных Правилами определения нормативов, в связи с чем, не могли быть применены для расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
Административный истец считает необходимым признать приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 недействующим с даты его вступления в силу, т.к. признание акта недействующим с даты вступления решения суда в законную силу в рассматриваемой ситуации не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных ст. 3 КАС РФ (л.д. 7 - 10).
Определением Воронежского областного суда от 20.03.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУП ВО "Облкоммунсервис" (л.д. 61 - 62).
18.05.2023 определением Воронежского областного суда производство по административному делу по административному исковому заявлению Б.В.А. о признании недействующим с 01.01.2021 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах прекращено (л.д. 111 - 114).
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.09.2023 определение Воронежского областного суда от 18.05.2023 отменено. Административное дело по административному исковому заявлению Б.В.А. о признании недействующим в части приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021 направлено на новое рассмотрение в Воронежский областной суд (л.д. 216, 217 - 222).
Административный истец Б.В.А. о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель административного истца И.Е.В., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - Ф.Т.Э., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, административные исковые требования признала в полном объеме (л.д. 157 - 161).
Заинтересованное лицо - ГУП ВО "Облкоммунсервис" извещено о месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, ответчика, заключение прокурора Бескакотова А.А., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов на территории Воронежской области, в том числе для Лискинского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера для категории объектов домовладения Бобровского муниципального района (городское поселение) индивидуальные жилые дома (пункт 18.2), которые составили на 1 проживающего 2,0 куб. м/год или 333,30 кг/год.
Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 20.12.2022 в„– 309 приказ от 12.01.2021 в„– 1 признан утратившим силу, утверждены новые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.
В приказе от 20.12.2022 в„– 309 установлен новый норматив для индивидуальных жилых домов до 150 кв. м - для одного проживающего 2,54 м3/год (пункт 3.4 нормативов накопления ТКО для муниципальных районов Воронежской области).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Б.В.А. является собственником индивидуального жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию (л.д. 12).
Региональным оператором по вывозу ТКО ГУП ВО "Облкоммунсервис" административному истцу выставлены квитанции об оплате услуг в сфере ТКО, которые в 2021 - 2022 годах им не оплачивались, в связи с чем образовалась задолженность в размере 7530,66 руб. (6812,54 руб. сумма основного долга, 718,12 руб. пени), расчет которой произведен с 01.01.2021 по 31.12.2022 на основании нормативов, утвержденных департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 (л.д. 98 об., 100 - 103).
Исходя из специфики правовых отношений в сфере оплаты задолженности за услуги по обращению с ТКО в расчетах и платежах за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению нормативов на соответствующие периоды.
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт применяется в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права и законные интересы.
Согласно частям 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 03.11.2015 в„– 147-ОЗ "Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления" установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 в„– 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - департамент).
Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения).
К функциям департамента отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).
Закон Воронежской области от 01.02.1995 в„– 11-з "О нормативных правовых актах Воронежской области" определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 в„– 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый приказ опубликован 22.01.2021 в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (адрес в сети Интернет http://www.pravo.govvrn.ru, номер опубликования 3606202121123).
При рассмотрении Воронежским областным судом административных дел Nв„– 3а-270/2021, 3а-71/2021, 3а-108/2022 исследовался вопрос о процедуре принятия оспариваемого приказа в„– 1 от 12.01.2021. Вступившими в законную силу решениями Воронежского областного суда от 02.06.2021 (дело в„– 3а-270/2021), от 02.06.2021 (дело в„– 3а-71/2021), 02.03.2022 (дело в„– 3а-108/2022), сделан вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа.
Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установлено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, обстоятельства, относительно соблюдения процедуры принятия не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела. Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что департамент при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (далее - Правила в„– 269).
Согласно пункту 4 названных Правил, нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил в„– 269).
Пунктом 7 Правил в„– 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил в„– 269.
Правила в„– 269 устанавливают последовательность определения нормативов, заключающуюся в том, что первоначально определяются объекты, на которых образуются отходы (пункт 5), в целях определения нормативов выбираются участки для замеров исходя из численности населения (пункт 7), а затем определяются объекты каждой категории для производства замеров (пункт 8).
Согласно пункту 11 Правил в„– 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Понятие "сезона" определено в пункте 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 в„– 524/пр (далее - Методические рекомендации), которые не содержат положений обязательного характера и разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
В данном пункте определены следующие сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Из изложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов года.
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям (пункт 5).
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям (пункт 10).
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к Методическим рекомендациям (пункт 13).
Согласно пунктам 12, 13 Правил в„– 269 полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта соответствующей категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункты 12, 13 Правил в„– 269).
Для индивидуальных жилых домов в приложении в„– 1 к Методическим рекомендациям расчетной единицей определен 1 проживающий или 1 кв. метр общей площади.
Формулы определения среднесуточного норматива за сезон, среднесезонного суточного норматива, выраженных в количественных показателях массы или объема на одну расчетную единицу, приведены в пунктах 15 - 18 Правил в„– 269.
Одним из заложенных в формулах показателей для определения норматива является масса или объем отходов каждого объекта соответствующей категории, накопленных за период проведения замеров отходов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Среднемесячный норматив исчисляется путем деления годового норматива на количество месяцев в году (пункты 21, 22 Правил в„– 269).
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям в„– 524/пр.
Пунктом 3 Методических рекомендаций в„– 524/пр предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.
Следовательно, с учетом бремени доказывания административный ответчик должен подтвердить достоверными и достаточными доказательствами, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области по доверенности Ф.Т.Э. признала административный иск в полном объеме, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих, что приказ от 12.01.2021 в„– 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании административного иска определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ.
Исходя из положений части 4 статьи 157 КАС РФ, в случае непринятия или невозможности принятия судом признания административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Согласно статье 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
В силу части 1 статьи 217.1 КАС РФ административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 названного кодекса ("Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"), с особенностями, определенными этой статьей.
В части 10 статьи 213 КАС РФ закреплено, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии с положениями статьи 46 КАС РФ указанное признание административного иска со стороны административного ответчика не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого подлежит оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Признание административным ответчиком административного иска не влечет в данном случае прекращения производства по делу, поскольку административное дело об оспаривании нормативного правового акта, затрагивает права, свободы и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (то есть имеется публичный интерес), а также касается реализации государственных и иных властных полномочий.
Вышеизложенное позволяет признать приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для (ТКО) для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах с 01.01.2021, противоречащим действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.
Следует отметить, что часть 4 статьи 216 КАС РФ закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по урегулированию рассматриваемых административных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором опубликован указанный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Б.В.А. удовлетворить.
Признать недействующим с 01.01.2021 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц, проживающих в индивидуальных жилых домах.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 19.10.2023.


------------------------------------------------------------------