Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 12.09.2023 по делу N 3а-829/2023 <О признании не действующими нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров, утв. приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 12.01.2021 N 1, в части установления норматива для категории "продовольственный магазин" для Бутурлиновского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. по делу в„– 3а-829/2023

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Е.Н.В. обратился в суд с административным иском к департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области о признании недействующим с 01.01.2021 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" для Бутурлиновского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера.
В обоснование заявленных требований указав, что административный истец Е.Н.В. осуществляет предпринимательскую деятельность - розничную торговлю пищевыми продуктами на территории Таловского района Воронежской области в магазине розничной торговли, что подтверждается договором аренды в„– 2 от 30.12.2020 и выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В производстве Арбитражного суда Воронежской области находится дело по иску ООО "В" (регионального оператора по вывозу ТКО) к ИП Е.Н.В. о взыскании задолженности по ТКО, расчет задолженности за вывоз ТКО произведен с использованием норматива накопления ТКО категории "продовольственный магазин" для Бутурлиновского отходоперерабатывающего кластера Воронежской области, установленного приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021.
Ссылаясь на то, что ИП Е.Н.В. является субъектом отношений, регулируемых приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021, считает оспариваемый приказ недействующим в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" по Бутурлиновскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру, поскольку он не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При принятии оспариваемого приказа не были соблюдены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 в„– 269, которые включают в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, что указывает на незаконность данного акта (л.д. 7 - 11).
Определением Воронежского областного суда от 07.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "В" (л.д. 42 - 43).
05.05.2023 определением Воронежского областного суда производство по административному делу по административному исковому заявлению ИП Е.Н.В. о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" по Бутурлиновскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему кластеру, прекращено (л.д. 74, 75 - 77).
Апелляционным определением Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.07.2023 определение Воронежского областного суда от 05.05.2023 отменено. Административное дело по административному исковому заявлению ИП Е.Н.В. о признании недействующим в части приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в„– 1 от 12.01.2021 направлено на новое рассмотрение в Воронежский областной суд (л.д. 137, 138 - 143).
Административный истец Е.Н.В. и его представитель Д.В.Ю. извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - Ф.Т.Э., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, административные исковые требования признала в полном объеме (л.д. 157 - 161).
Заинтересованное лицо - ООО "В" извещено о месте и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, заключение прокурора Беляевой М.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Е.Н.В. использует на праве аренды нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды в„– от 30.12.2020 (л.д. 34 - 35).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Е.Н.В. осуществляет розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия в неспециализированных магазинах (л.д. 23 - 24).
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "В" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Е.Н.В. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 - 31.12.2021 с учетом норматива накопления для объекта "продовольственный магазин" в размере 49575 руб. (л.д. 31 - 33).
Данное исковое заявление принято к производству Арбитражного суда Воронежской области 06.06.2022 (л.д. 38 - 39).
Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, затрагиваются его права и законные интересы как лица, на которого возложена обязанность производить оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно частям 2, 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Частью 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 03.11.2015 в„– 147-ОЗ "Об отходах производства и потребления на территории Воронежской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Воронежской области в сфере обращения с отходами производства и потребления" установлено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов устанавливаются уполномоченным органом в сфере твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Воронежской области от 26.11.2014 в„– 1056 утверждено Положение о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - департамент).
Департамент является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим на территории Воронежской области разработку и реализацию государственной политики Воронежской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (пункт 1.1 Положения).
К функциям департамента отнесено установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов (пункт 3.1.22 Положения).
Закон Воронежской области от 01.02.1995 в„– 11-з "О нормативных правовых актах Воронежской области" определяет понятия и виды нормативных правовых актов Воронежской области, регулирует иные вопросы, связанные с принятием и действием нормативных правовых актов Воронежской области.
В соответствии со статьей 4 данного закона приказом является нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Статья 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 в„– 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" устанавливает, что официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) или на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемый приказ опубликован 22.01.2021 в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (адрес в сети Интернет http://www.pravo.govvrn.ru, номер опубликования 3606202121123).
При рассмотрении Воронежским областным судом административных дел Nв„– 3а-270/2021, 3а-71/2021, 3а-108/2022 исследовался вопрос о процедуре принятия оспариваемого приказа в„– 1 от 12.01.2021. Вступившими в законную силу решениями Воронежского областного суда от 02.06.2021 (дело в„– 3а-270/2021), от 02.06.2021 (дело в„– 3а-71/2021), 02.03.2022 (дело в„– 3а-108/2022), сделан вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого приказа.
Пунктом 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установлено, что указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Таким образом, обстоятельства, относительно соблюдения процедуры принятия не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела. Исходя из анализа указанных выше норм, суд приходит к выводу, что департамент при принятии оспариваемого нормативного правового акта действовал в пределах своей компетенции и предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 в„– 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений (далее - Правила в„– 269).
Согласно пункту 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил в„– 269).
Пунктом 7 Правил в„– 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил в„– 269.
Правила в„– 269 устанавливают последовательность определения нормативов, заключающуюся в том, что первоначально определяются объекты, на которых образуются отходы (пункт 5), в целях определения нормативов выбираются участки для замеров исходя из численности населения (пункт 7), а затем определяются объекты каждой категории для производства замеров (пункт 8).
Согласно пункту 11 Правил в„– 269 замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Понятие "сезона" определено в пункте 9 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 г. в„– 524/пр (далее - Методические рекомендации), которые не содержат положений обязательного характера и разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.
В данном пункте определены следующие сроки проведения замеров: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Из изложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов года.
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к Методическим рекомендациям (пункт 5).
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям (пункт 10).
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к Методическим рекомендациям (пункт 13).
Согласно пунктам 12, 13 Правил в„– 269 полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта соответствующей категории суммируются по дням недели. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункты 12, 13 Правил в„– 269).
Для предприятий торговли в приложении в„– 1 к Методическим рекомендациям расчетной единицей определен 1 кв. метр общей площади.
Формулы определения среднесуточного норматива за сезон, среднесезонного суточного норматива, выраженных в количественных показателях массы или объема на одну расчетную единицу, приведены в пунктах 15 - 18 Правил в„– 269.
Одним из заложенных в формулах показателей для определения норматива является масса или объем отходов каждого объекта соответствующей категории, накопленных за период проведения замеров отходов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Среднемесячный норматив исчисляется путем деления годового норматива на количество месяцев в году (пункты 21, 22 Правил в„– 269).
Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к Методическим рекомендациям в„– 524/пр.
Пунктом 3 Методических рекомендаций в„– 524/пр предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.
Следовательно, с учетом бремени доказывания административный ответчик должен подтвердить достоверными и достаточными доказательствами, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" определены с учетом порядка и процедуры их определения, установленными Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного ответчика департамента жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области по доверенности Ф.Т.Э. признала административный иск в полном объеме, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих, что приказ от 12.01.2021 в„– 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании административного иска определяются по правилам, установленным статьей 157 КАС РФ.
Исходя из положений части 4 статьи 157 КАС РФ, в случае непринятия или невозможности принятия судом признания административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Согласно статье 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5).
В силу части 1 статьи 217.1 КАС РФ административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном главой 21 названного кодекса ("Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"), с особенностями, определенными этой статьей.
В части 10 статьи 213 КАС РФ закреплено, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
В соответствии с положениями статьи 46 КАС РФ указанное признание административного иска со стороны административного ответчика не противоречит закону, не нарушает права других лиц, поскольку в данном случае судом разрешался вопрос законности нормативного правового акта по административному иску, поданному в соответствии со статьей 208 КАС РФ в порядке абстрактного нормоконтроля, при рассмотрении которого подлежит оценка законности этого акта вне привязки к конкретным правоотношениям, конкретным нарушениям прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, и проведена проверка на соответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Признание административным ответчиком административного иска не влечет в данном случае прекращения производства по делу, поскольку административное дело об оспаривании нормативного правового акта, затрагивает права, свободы и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (то есть имеется публичный интерес), а также касается реализации государственных и иных властных полномочий.
Вышеизложенное позволяет признать приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" для Бутурлиновского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера противоречащим действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В данном случае установленные по делу обстоятельства указывают на допущенные административным ответчиком существенные нарушения при принятии оспариваемого нормативного акта, в связи с чем суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня принятия, что позволит восстановить нарушенные права административного истца, поскольку определение иной даты признания его недействующим не отвечает имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной обязанности в разрешении спора по существу без необходимости использования иных средств судебной защиты.
Следует отметить, что часть 4 статьи 216 КАС РФ закрепляет право суда возложить на орган государственной власти обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, при этом отсутствие в решении суда соответствующего указания не исключает обязанности департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области по урегулированию рассматриваемых административных правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию административным ответчиком в том же средстве массовой информации, в котором опубликован указанный нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск индивидуального предпринимателя Е.Н.В. удовлетворить.
Признать недействующим с 01.01.2021 приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12.01.2021 в„– 1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров" в части утверждения норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории "продовольственный магазин" для Бутурлиновского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего кластера.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 26.09.2023.


------------------------------------------------------------------