Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 06.09.2023 по делу N 3а-646/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Воронежской городской Думы от 25.12.2020 N 137-V "Об утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы" в части планировки территории участка линейного объекта для реконструкции улично-дорожной сети в городском округе город Воронеж>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2023 г. по делу в„– 3а-646/2023

(извлечение)

Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2020 в„– 137-V утвержден Генеральный план городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы.
Указанное решение опубликовано 19.01.2021 в газете Берег (в„– 3 от 19.01.2021).
Административные истцы К.Д.С., С.А.Н., П.А.Е., Г.А.В., Г.С.М., К.А.И., С.Т.В., С.А.В., С.В.И., С.С.Ю., К.Т.В., К.В.С., П.И.Ю., К.Л.И., Щ.А.В., К.Н.А., Г.С.В., Ш.В.Л., К.Ю.Л., А.А.С., Г.А.А., С.М.П., П.Д.А., Р.Е.Д., Г.С.В., Г.Д.К., П.С.В. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывая на то, что они зарегистрированы и постоянно проживают на территории г. Воронежа, тем самым, являются субъектами отношений, регулируемых данным нормативным правовым актом. Полагают, что генеральный план в части планировки территории участка линейного объекта для реконструкции улично-дорожной сети (<адрес>), в городском округе город Воронеж подлежит признанию недействующим, так как нарушает права и законные интересы жителей многоквартирных домов, расположенных <адрес>. Так, в результате реконструкции линейного объекта жилые дома окажутся в зоне акустического дискомфорта, повышенного выброса выхлопных газов, повышенной интенсивности движения, что приведет к возникновению транспортных заторов и задержек в транспортных узлах, увеличению прямых экологических и косвенных социально-экономических издержек для жителей и росту вреда здоровью граждан. Кроме того, для реализации указанного проекта потребуется значительная вырубка деревьев и кустарников. Об общественных слушаниях, которые проводились с помощью сервиса "Активный электронный гражданин", жители многоквартирных домов по ул. 60 Армии не были надлежаще информированы. Считают, что Генеральный план городского округа город Воронеж принят с нарушением процедуры его принятия и данный документ нарушает права административных истцов, их законные интересы на благоприятную окружающую природную среду, созданы препятствия к осуществлению прав на благоприятную окружающую среду и свободу передвижения.
Просят признать недействующим со дня принятия решение Воронежской городской Думы от 25.12.2020 в„– 137-V "Об утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы" в части планировки территории участка линейного объекта для реконструкции улично-дорожной сети (<адрес>), 1 этап (<адрес>), в городском округе город Воронеж.
В судебном заседании административный истец К.Д.С. поддержал заявленные требования.
В судебное заседание административные истцы - С.А.Н., П.А.Е., Г.А.В., Г.С.М., К.А.И., С.Т.В., С.А.В., С.В.И., С.С.Ю., К.Т.В., К.В.С., П.И.Ю., К.Л.И., Щ.А.В., К.Н.А., Г.С.В., Ш.В.Л., К.Ю.Л., А.А.С., Г.А.А., С.М.П., П.Д.А., Р.Е.Д., Г.С.В., Г.Д.К., П.С.В. не явились, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Воронежской городской Думы по доверенности П.М.В. не признала административный иск, позиция по делу изложена в письменных возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа город Воронеж по доверенности Н.И.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Выслушав стороны, заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в статье 3 предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 8 ГрК РФ, пункта 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакциях, действующих на момент принятия оспариваемого нормативного акта) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по подготовке территории в случаях, предусмотренных названным кодексом.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ, части 4 статьи 3, пункта 1 части 3 статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, статьями 14, 29 Устава городского округа город Воронеж, принятого постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 в„– 150-I, суд считает, что Генеральный план принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что подтверждается также вступившим в законную силу судебным актом, принятым по административному делу в„– 3а-375/2022, предметом проверки которого являлся оспариваемый Генеральный план.
В соответствии со статьей 5.1 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам, в том числе, генерального плана, планировки территории, проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, участниками которых являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Решением Воронежской городской Думы от 27.05.2020 в„– 1430-IV утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе город Воронеж.
Следует отразить, что проведение общественных обсуждений с использованием официального сайта "Активный электронный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является законным, соответствует положениям статьи 5.1 ГрК РФ, решению Воронежской городской Думы от 27.05.2020 в„– 1430-IV; процедура проведения общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствует процедуре проведения общественных обсуждений в очной форме. При этом комиссия по землепользованию и застройке городского округа город Воронеж в срок, установленный решением о проведении общественных обсуждений, обеспечивает размещение проекта и информационных материалов к нему на сайте и открытие экспозиции проекта; экспозиция проекта проводится в течение всего периода размещения проекта и информационных материалов к нему на сайте и доступна всем пользователям сайта, а также посетителям, не зарегистрированным на сайте; предложения и замечания, касающиеся проекта, могут вноситься участником общественных обсуждений в течение всего срока проведения экспозиции проекта на сайте.
Согласно статье 12 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в городском округе город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 27.05.2020 в„– 1430-IV, в течение всего периода размещения на официальном сайте и (или) информационном ресурсе проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений, прошедшие в соответствии с пунктом 3 статьи 4 названного Положения идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта; предложения и замечания, внесенные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений, за исключением случаев выявления факта представления участником общественных обсуждений недостоверных сведений.
При этом, идентификация участников общественных обсуждений осуществляется путем предоставления сведений о себе (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц).Обработка персональных данных участников общественных обсуждений осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 в„– 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 5 статьи 12 указанного Положения).
Оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано 21.08.2020, экспозиция проекта была открыта 28.08.2020 на официальном сайте "Активный электронный гражданин" информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и проводилась до 29.09.2020.
После окончания срока размещения проекта и проведения экспозиции организаторами оформлены протокол общественных обсуждений от 13.10.2020 и заключение по результатам общественных обсуждений от 19.10.2020, которое официально опубликовано в газете "Берег" в„– 76 (2441) от 20.10.2020 и в„– 77 (2442) от 23.10.2020.
Административный ответчик, в данном случае реализуя дискреционные полномочия, с целью обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания граждан, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий, а также для согласования государственных, общественных и частных интересов в градостроительной деятельности, создал необходимые условия обеспечения участия в их обсуждении наиболее широких слоев населения муниципального образования для выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, предоставив каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям для получения общественной оценки принимаемого правового акта.
Согласно статье 2 ГрК РФ одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28.03.2017 в„– 10-П указал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении прав административных истцов на участие в общественных обсуждениях по проекту Генерального плана, а также получения дополнительной информации, материалы дела не содержат.
Из анализа положений статьи 5.1 ГрК РФ и статьи 28 Федерального закона от 06.03.2003 в„– 131-ФЗ следует, что общественные обсуждения как одна из форм участия населения в местном самоуправления призвана к выявлению мнения населения и доведению данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
В данном случае цели проведения общественных обсуждений были достигнуты. Поскольку общественные обсуждения, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта Генерального плана, постольку их результаты носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.
Доказательств обратного материалы дела не содержат и о них при рассмотрении дела участвующими в деле лицами не заявлялось.
Проверяя соответствие содержания решения в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Принципами градостроительной деятельности являются, в частности, принципы обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относятся схемы территориального планирования, генеральный план городского округа (пункты 1, 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Статьей 23 ГрК РФ предусмотрено содержание генерального плана: положение о территориальном планировании; карта планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карта границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карта функциональных зон поселения или городского округа. На указанной карте функциональных зон отображаются границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (пункт 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии с требованиями части 5.2 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.
В данном случае, в пункте 3.3.1 раздела 3.3 Положения о территориальном планировании городского округа город Воронеж, утвержденного в составе Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы, закреплены основные решения и мероприятия по развитию транспортно-планировочного каркаса в части развития магистральных направлений общегородского значения, который включает в себя, в том числе, формирование западного дублера проспекта Московский, включая реконструкцию <адрес> (на 1-ю очередь).
На Карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения городского округа город Воронеж, утвержденной в составе Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы, отображена планируемая реконструкция <адрес> (условное обозначение - черная линия с желтым контуром).
По данным управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж основные решения и мероприятия по развитию транспортно-планировочного каркаса, отраженные в Генеральном плане городского округа город Воронеж, в том числе, оспоренные административными истцами, были подготовлены на основе выявленных существующих проблем транспортной инфраструктуры. В результате анализа параметров, влияющих на формирование основных корреспонденций города, были разработаны решения по структуре улично-дорожной сети, которые, в свою очередь, рассматривались с точки зрения максимального развития сети с учетом имеющихся градостроительных ограничений. Выполненный анализ основных корреспонденций показал, что одним из основных направлений корреспонденций является меридиональное направление "северная периферийная зона - центральная часть города". Выявленную тенденцию сохраняют концептуальные предложения по развитию города. В этой связи актуальным стало усиление меридиональных связей, в частности, поддержка Московского проспекта формированием двух дублеров - Западного Дублера <адрес>. В совокупности с формированием полукольцевого направления и районной сети реорганизуемых территорий данные мероприятия позволяют решить проблему загрузки центральной и срединной части города, обозначившуюся на данный момент времени и имеющую тенденцию к сохранению в перспективе без осуществления мероприятий по развитию поперечных (распределительных) направлений.
Предложенная организация магистральной уличной сети с регулируемым режимом движения транспорта, пропуском линий наземного общественного транспорта, организацией пешеходных тротуаров и велопутей была определена с помощью компьютерной макромодели транспортных потоков. Моделирование транспортных потоков является одной из важных задач прогнозирования развития города. Компьютерная макромодель транспортных потоков - это математическая модель, действующая на базе заложенных в нее алгоритмов и исходных данных. Результатом работы модели является набор показателей, характеризующих транспортную инфраструктуру: загруженность автодорог и линий общественного транспорта, коэффициенты расщепления по видам транспорта, время в пути и скорость пользователей транспортной сети. Анализ результатов моделирования показал, что дальнейшее наращивание приведет к перегрузке улично-дорожной сети, обеспечивающей транспортные связи городского уровня, а также улично-дорожной сети непосредственно вблизи "точек роста" застройки.
Также управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж отмечено, что расчеты транспортной модели указывают на эффективность мероприятий, направленных на достижение поставленной в Генеральном плане городского округа город Воронеж цели развития транспортной инфраструктуры - обеспечение устойчивого и сбалансированного развития транспортной системы города Воронежа, обеспечение качественно нового уровня транспортного обслуживания населения.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных доказательств, оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что административным ответчиком приведено обоснование необходимости строительства западного дублера проспекта Московский, включая реконструкцию <адрес>, при разработке генерального плана.
В то же время следует отметить, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов самоуправления и их должностных лиц, что отражено в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 в„– 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами".
Доводы стороны административных истцов о несоответствии Генерального плана городского округа город Воронеж нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Автомобильные дороги относятся к линейным объектам транспортной инфраструктуры (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 в„– 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2016 в„– 1034/пр, как системы объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 в„– 1221, относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Приказом Минфина России от 05.11.2015 в„– 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары относятся к территории общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Необходимо отразить, что красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ), к которым относятся автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи 1 ГрК РФ).
Так, в разделе 3 "Мероприятия территориального планирования городского округа город Воронеж" Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 25.12.2020 в„– 137-V, в таблице "Перечень линейных объектов местного значения, планируемых для размещения на территории городского округа город Воронеж, их основные характеристики и местоположение" среди объектов улично-дорожной сети, подлежащих реконструкции, в числе магистральных улиц общегородского значения 2-го класса обозначена <адрес> протяженностью 0,7 км, количество полос в двух направлениях - 4, пропускная способность на полосу - 1200 ед./ч, срок реализации - первая очередь.
В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа город Воронеж, утвержденном постановлением администрации городского округа город Воронеж от 08.12.2011 в„– 1058, значится автомобильная дорога <адрес> на территории Коминтерновского района г. Воронежа, идентификационный номер 20-401 ОП МГ 0054, протяженность 2,612 км, категория II - IV.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Воронежской городской Думы по доверенности П.М.В. пояснила, что автомобильная дорога <адрес> обозначена на территории двух многоконтурных земельных участков, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости под кадастровыми номерами в„– и в„– с видами разрешенного использования "улично-дорожная сеть" и, соответственно, "земельные участки (территории) общего пользования".
На основании вышеизложенного несостоятельна позиция стороны административных истцов об отсутствии такого объекта недвижимости как магистральная улица общегородского значения 2-го класса по <адрес>, со ссылкой на сведения Единого государственного реестра недвижимости, поскольку является выражением субъективного мнения, которое не согласуется с фактическими обстоятельствами дела и не основано на законе.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 5.14 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 в„– 244, положения генеральных планов могут использоваться, в том числе, при разработке документации по планировке территории.
В части 1 статьи 41.1 ГрК РФ отражено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по его комплексному и устойчивому развитию.
Соответственно, вышеизложенное указывает на то, что к документам территориального планирования относятся схемы территориального планирования и генеральные планы, а не документация по планировке территории. В свою очередь, генеральный план муниципального образования определяет стратегию градостроительного развития, при этом планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем.
Для обеспечения возможности размещения объектов транспортной инфраструктуры установлены зоны их планируемого размещения, которые являются ограничением использования данной территории в градостроительной деятельности до установления красных линий, границ зон планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры регионального и федерального значения в документации по планировке территории.
Зона планируемого размещения линейного объекта определяет территорию, в пределах которой при разработке проекта планировки территории возможны изменения положения объекта.
Согласно статье 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Исходя из положений статьи 42 ГрК РФ, проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает чертеж или чертежи планировки территории; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе, линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Из анализа приведенных выше норм следует, что отображение на картах генерального плана местоположения автомобильных дорог (улично-дорожной сети) носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий. В Определении Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 в„– 242-О изложена правовая позиция о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Так, постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.10.2022 в„– 1100 утверждена документация по проекту планировки территории и проекту межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории участка линейного объекта для реконструкции улично-дорожной сети (<адрес>), 1 этап (<адрес>), в городском округе город Воронеж.
Работы по созданию дублера Московского проспекта, который планируется разместить от <адрес>, подлежат выполнению в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной ООО "Центр-Дорсервис" и получившей положительное заключение ГАУ ВО "Центр госэкспертизы по Воронежской области" от 21.12.2022 в„– 36-1-1-2-090869-2022. В ответе от 09.06.2023 исх. в„– 21527500 по результатам рассмотрения обращения административных истцов управлением дорожного хозяйства администрации городского округа город Воронеж указано на то, что данные работы будут выполняться в соответствии с муниципальным контрактом от 02.05.2023 в„– Рекон-Дубл-ИП-23, заключенным с ООО "СМУ-90".
В соответствии с частью 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
При разработке документации по планировке территории определяется точное положение линейного объекта с учетом существующих кадастровых границ и минимального изъятия земельных участков. Документацией по планировке территории определяются земельные участки, подлежащие изъятию для государственных нужд.
В данном случае документация по планировке территории для реконструкции объекта улично-дорожной сети - участка автомобильной дороги по <адрес> утверждена постановлением администрации городского округа город Воронеж от 24.10.2022 в„– 1100, которое предметом судебной проверки не является.
В свою очередь, Генеральный план городского округа город Воронеж не содержит информацию об основных характеристиках, местоположении западного дублера Московского проспекта, подлежащего к размещению, в том числе, на ул. 60 Армии.
Соответственно, доводы стороны административных истцов о несоблюдении требований к расположению автомобильных дорог от жилой застройки, несогласии с предложенными мерами по снижению шума при превышении нормативного значения уровня шумовой нагрузки в жилых помещениях со ссылкой на СП 42.13330.2016 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", СП 51.13330.2011 "Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" в связи с планируемой реконструкцией элементов улично-дорожной сети судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
Также следует указать, что достаточность предусмотренных мер по обеспечению экологической безопасности общества и другие вопросы сохранения природного потенциала, оценки допустимости воздействия и экологически обоснованной возможности реализации строительства западного дублера Московского проспекта относятся к целям и задачам экспертной оценки проектной документации по строительству объекта. Кроме того, сам по себе проект планировки территории не является проектом строительства линейного объекта, а устанавливает лишь зону, в пределах которой возможно разместить данный объект в соответствии с проектной документацией, что, по сути, подтвердила сторона административного истца, указывая на незаконность проекта, разработанного ООО "Центр-Дорсервис" (Тендер в„– 67088633 от 31.03.2023 "Реконструкция объектов улично-дорожной сети").
Анализ положений законодательства в области градостроительной деятельности показывает, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в том числе, автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах, утверждаемых в составе документации по планировке территории.
В данном случае требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, предъявляемые к подготовке и принятию генерального плана городского округа, его содержанию, не связаны с доводами, по которым оспаривается нормативный правовой акт, и которые не свидетельствуют о несоответствии Генерального плана городского округа город Воронеж в оспариваемой части актам, имеющим большую юридическую силу. Кроме того, утверждения стороны административного истца о том, что решение Воронежской городской Думы от 12.04.2023 в„– 720-V "Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа город Воронеж на период до 2041 года" не соответствует положениям Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы судом не учитываются, поскольку такая позиция не согласуется с заявленными требованиями.
Следовательно, Генеральный план городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы в оспариваемой части не нарушает и не ограничивает прав административных истцов в указанных ими аспектах, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что по результатам рассмотрения административного искового заявления влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска К.Д.С., С.А.Н., П.А.Е., Г.А.В., Г.С.М., К.А.И., С.Т.В., С.А.В., С.В.И., С.С.Ю., К.Т.В., К.В.С., П.И.Ю., К.Л.И., Щ.А.В., К.Н.А., Г.С.В., Ш.В.Л., К.Ю.Л., А.А.С., Г.А.А., С.М.П., П.Д.А., Р.Е.Д., Г.С.В., Г.Д.К., П.С.В. к Воронежской городской Думе о признании недействующим со дня принятия решения Воронежской городской Думы в„– 137-V от 25.12.2020 "Об утверждении Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 - 2041 годы" в части планировки территории участка линейного объекта для реконструкции улично-дорожной сети (<адрес>), 1 этап (<адрес>), в городском округе город Воронеж - отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.09.2023.


------------------------------------------------------------------