Типы документов



Решение Воронежского областного суда от 07.07.2023 по делу N 3а-424/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа ДГРТ Воронежской области N 68/27 от 17.11.2022 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию для общества с ограниченной ответственностью "И", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2023 - 2027 годов">



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2023 г. по делу в„– 3а-424/2023

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "И" обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 17.11.2022 в„– 68/27 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность) для общества с ограниченной ответственностью "И", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2023 - 2027 годов".
В судебном заседании представители административного истца - Общества с ограниченной ответственностью "И" - директор К.Д.Ю., по доверенности и ордеру адвокат Тыртычный А.А. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика - департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области по доверенности С.И.М. административный иск не признала, позиция по делу изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление с дополнениями, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 в„– 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания в„– 760-э).
Согласно пунктам 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Статьей 7 названного Закона установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области согласно пункту 1.1 Положения о департаменте государственного регулирования тарифов Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 31.03.2020 в„– 283, является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области.
Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 17.11.2022 в„– 68/27 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности Общества с ограниченной ответственностью "И" на долгосрочный период регулирования 2023 - 2027 годы для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению в„– 1 (пункт 1), а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую Обществом с ограниченной ответственностью "И" потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, согласно приложению в„– 2 (пункт 2).
В приложении в„– 1 к приказу базовый уровень операционных расходов на 2023 год определен в размере 583,34 тыс. руб.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что оспариваемый приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения, имеющим большую юридическую силу. По мнению общества, органом регулирования необоснованно не учтены расходы на оплату труда и неверно определена численность персонала. Также полагают, что административный ответчик необоснованно произвел отрицательную корректировку в размере 1395,83 тыс. руб. (корректировка неподтвержденных операционных расходов со снижением за 2020 год в сумме 692,05 тыс. руб., за 2021 год - 703,78 тыс. руб.) из необходимой валовой выручки на 2023 год.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктами 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "И" осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории г. Воронежа.
Период 2023 - 2027 годы является вторым долгосрочным периодом регулирования.
Ранее, приказом Управления регулирования тарифов Воронежской области от 08.11.2019 в„– 43/5 (в редакции приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 18.12.2020 в„– 58/148, от 30.11.2021 в„– 63/26) для Общества с ограниченной ответственностью "И" были установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на территории городского округа город Воронеж на 2019 - 2022 годы.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно экспертному заключению при расчете необходимой валовой выручки на 2023 год органом регулирования снижены предложенные расходы общества на оплату труда ввиду корректировки численности работников и размера фонда оплаты труда.
В пункте 42 Основ ценообразования указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
В силу пункта 37 Методических указаний в„– 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку расходы на оплату труда приняты органом регулирования на 2023 год в размере 277,84 тыс. руб. против заявленных обществом 5603,79 тыс. руб.
Эксперт исходил из среднесписочной численности персонала - 1 штатная единица при среднемесячной заработной плате в размере 23152,80 руб., которая определена путем индексации среднемесячной платы персонала, рассчитанной исходя из фактических затрат за 2021 год, в размере 19177 руб. на ожидаемый индекс 1,139 за 2022 год и плановый 1,06 на 2023 год.
Из расчета расходов Общества с ограниченной ответственностью "И", представленного в департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области, видно, что сумма заявленных расходов определена из годовой заработной платы 11 человек персонала и среднемесячной заработной платы - 42453 руб.
В обоснование этих показателей обществом представлены пояснения; расчет нормативов численности руководителей, специалистов Общества с ограниченной ответственностью "И", согласно которому численность сотрудников в соответствии с Приказом Госстроя России от 12.10.1999 в„– 74 должна составлять от 18,5 человека (минимальная численность) до 21 человека (максимальная численность); расчет тарифных ставок с учетом тарифных коэффициентов, согласно тарифной ставке в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы; штатное расписание на 11 человек, из них на ставку - директор, главный инженер, инженер отдела сбыта, главный бухгалтер, специалист по охране труда, секретарь, юрисконсульт, инженер по ремонту и наладке оборудования и сооружений, инженер КИПиА, на 0,5 ставки - ведущий экономист, инспектор отдела кадров, специалист по снабжению, системный администратор.
Из экспертного заключения следует, что при анализе экономической обоснованности расходов по данной статье экспертами было установлено, что численность административно-управленческого персонала составляет 1 человек, рабочих нет.
Для определения нормативной численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, установления оптимальной структуры организаций, рациональной расстановки кадров, расчета нормативных затрат на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по снабжению тепловой энергией и горячей водой, Приказом Госстроя России от 12.10.1999 в„– 74 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства и Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий (далее - Нормативы).
Понятие "нормативы численности" означает оптимальную численность работников конкретного профессионально-квалификационного состава, необходимую для выполнения единицы объема работ в определенных организационно-технических условиях (пункт 1.4 Нормативов).
Из таблиц 1, 3 Нормативов видно, что нормативная численность руководящего, управленческого и производственного персонала зависит от среднесписочной численности работников предприятия, протяженности тепловых сетей, суммарной тепловой мощности установленного оборудования.
В случае если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции (пункт 1.9 Нормативов).
Как следует из пояснений представителей департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области, при расчете в соответствии с Приказом Госстроя России от 12.10.1999 в„– 74 нормативной численности административно-управленческого персонала для регулируемой деятельности Общества с ограниченной ответственностью "И" с применением метода интерполяции нормативная численность административно-управленческого персонала составит 0,95092020980 штатной единицы, в том числе: директор (заместитель директора) - 0,14666666 шт. ед., главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) - 0,22 шт. ед., инспектор по кадрам - 0,07333333 шт. ед., инженер - 0,07333333 шт. ед., начальник отдела (службы), инженер - 0,7333333 шт. ед., секретарь руководителя - 0,7333333 шт. ед., инженер по охране труда и технике безопасности - 0,7333333 шт. ед., юрисконсульт - 0,3666666 шт. ед., экономист - 0,14666666 шт. ед., инженер по энергонадзору - 0,00737666 шт. ед., инженер - 0,02213 шт. ед., мастер - 0,00474764 шт. ед.
Следует отметить, что в соответствии с таблицей 2 Приказа Госстроя России от 12.10.1999 в„– 74 должность программиста в штате организации предусматривается при наличии компьютеров в количестве 8 - 10 единиц. Наличие такого количества компьютеров обществом не подтверждено, в судебном заседании директор общества К.Д.Ю. указывал на наличие в организации одного компьютера.
Поскольку имело место значительное отклонение числовых значений факторов конкретной регулируемой организации (заявлено 11 человек) от предельного интервала (150 человек), что предусматривает формирование расчетов вне предлагаемых диапазонов (ниже предлагаемого диапазона нормативной численности), то расчет нормативной численности административно-управленческого персонала регулируемой организации обоснованно выполнен тарифным органом методом интерполяции.
С учетом этого включение экспертами в расчет 1 ставки административно-управленческого персонала соответствует Нормативам и прав регулируемой организации в этой части не нарушает.
При расчете численности работников Общества с ограниченной ответственностью "И" орган регулирования руководствовался Приказом Госстроя России от 22.03.1999 в„– 65 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства" (далее - рекомендации Госстроя России в„– 65) и Приказом Госстроя России от 12.10.1999 в„– 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" (далее - рекомендации Госстроя России в„– 74), также были учтены данные о фактической численности работников организации за 2021 год.
Анализ отчета о показателях финансово-хозяйственной деятельности, об основных потребительских характеристиках товаров и услуг, об инвестиционных программах, о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства товаров и (или) оказания услуг организацией в сфере теплоснабжения, представленный Обществом с ограниченной ответственностью "И" в рамках Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 в„– 570, показал, что расходы на оплату труда административно-управленческого персонала в 2021 году составили 230,12 тыс. руб. из расчета 1 штатной единицы, что нашло отражение в экспертном заключении (том 1 л.д. 164).
Кроме того, в эксплуатации Общества с ограниченной ответственностью "И" находится одна котельная, оборудованная двумя стальными водогрейными котлами КВГМ-0,63 ГМ, КВГМ-1,1, общей тепловой мощностью 1,73 МВт (1,49 Гкал/час), которая обслуживает один многоквартирный дом по адресу: <адрес>. Протяженность тепловых сетей не изменилась.
Как отмечено стороной административного ответчика в судебном заседании и подтверждается материалами тарифного дела (приложение в„– 2 к договору от 01.10.2021 в„– 20-21 на техническое и аварийное обслуживание, ремонт тепломеханического оборудования, в том числе, указанной котельной (том 2 л.д. 155 - 162), карточка счета 02.0172), котельная общества является автоматизированной с наличием системы диспетчеризации, соответственно, информация о наличии неисправностей автоматически поступает на диспетчерский пункт (мобильное устройство), что не требует постоянного присутствия в котельной сотрудника.
В данном случае орган регулирования исходил из того, что работы по обслуживанию и ремонту оборудования и сооружений тепловых сетей осуществляются сторонней организацией. В точности, в соответствии с условиями договора от 01.10.2021 в„– 20-21 работы по техническому и аварийному обслуживанию, ремонту технического оборудования возложены на Общество с ограниченной ответственностью "Т", объем работ и периодичность их проведения согласованы сторонами договора.
Суд не усматривает противоречия в том, что орган регулирования ссылается на указанные договорные отношения при обосновании принятых расходов на оплату труда, несмотря на то, что стоимость работ по договору от 01.10.2021 в„– 20-21 не была учтена по статье "Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями". Как видно из экспертного заключения, Общество с ограниченной ответственностью "И" не подтвердило платежными документами фактическую оплату по договору от 01.10.2021 в„– 20-21, что, в свою очередь, предметом рассмотрения по настоящему делу не являлось.
Позицию административного истца о том, что теплоснабжающая организация не способна нормально функционировать при численности персонала один человек, суд не может принять во внимание, поскольку она ничем объективно не подтверждена, не согласуется с фактическими обстоятельствам дела. Необходимая численность административно-управленческого персонала в 11 человек, как было заявлено регулируемой организацией, также опровергается материалами дела, согласно которым в 2020 году в штате общества состояли 5 человек, работавшие по совместительству и занимавшие должности: экономист, главный бухгалтер, директор, заместитель директора, инженер КИП. Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью "И" в 2021 году осуществляло регулируемую деятельность, поэтому органом регулирования в соответствии с положениями пункта 42 Основ ценообразования обоснованно были учтены данные о фактически понесенных расходах на оплату труда за предыдущий период регулирования.
Как видно из материалов дела, административному истцу предлагалось предоставить дополнительную информацию в связи с установлением тарифов на тепловую энергию (мощность) на период регулирования 2023 - 2027 годы, о чем свидетельствует письмо департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.09.2022 в„– 55-11/1595 (том 1 л.д. 174 - 176).
Данный запрос был доставлен на электронные адреса: <адрес>, один из которых указан в заявлении об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям от 27.04.2022 (том 2 л.д. 1 - 3).
Позиция Общества с ограниченной ответственностью "И" заключалась в том, что запрос, направленный на адрес электронной почты: <адрес>, получен не был по причине направления запроса на не принадлежащий обществу адрес; отправленный повторный запрос от 07.10.2022 на почту Общества с ограниченной ответственностью "И" <адрес> не был рассмотрен ввиду нахождения директора общества на операции в больнице.
Из предоставленных в материалы дела листков нетрудоспособности видно, что период нетрудоспособности К.Д.Ю. составил с 11.10.2022 по 05.12.2022, из них нахождение в стационаре 20.10.2022, 26.11.2022 - 05.12.2022.
Заседание Правления ДГРТ ВО по вопросу установления долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность) для Общества с ограниченной ответственностью "И", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2023 - 2027 годов, состоялось 17.11.2022, о чем административный истец был своевременно извещен. Директор К.Д.Ю. участвовал в заседании 68-го Правления ДГРТ ВО, ходатайств об отложении рассмотрения указанного вопроса для предоставления дополнительных документов не заявлял.
Кроме того, согласно пункту 18 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования дополнительные документы и материалы к предложению об установлении цен (тарифов) до 1 декабря текущего года, но не позднее чем за 7 календарных дней до дня заседания правления (коллегии) органа регулирования, по итогам которого принимается решение об установлении цен (тарифов). Соответствующие дополнительные документы и материалы приобщаются к делу об установлении цен (тарифов) и являются неотъемлемой частью предложения об установлении цен (тарифов).
Вместе с тем, от Общества с ограниченной ответственностью "И" такие документы и материалы в адрес регулятора не поступали.
Как следует из материалов дела, фактические операционные расходы Общества с ограниченной ответственностью "И" по результатам 2020 - 2021 годов оказались меньше утвержденных обществу при установлении тарифов, в связи с чем регулирующий орган произвел корректировку неподтвержденных операционных расходов со снижением за 2020 год в сумме 692,05 тыс. руб., за 2021 год - 703,78 тыс. руб.
Представители административного истца полагают, что указанная разница является недополученными экономически обоснованными запланированными затратами, поэтому орган регулирования необоснованно их посчитал необоснованными (неподтвержденными) расходами. Однако такая позиция не может быть признана обоснованной.
В силу принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в составе необходимой валовой выручки учету подлежат экономически обоснованные расходы на ведение стабильной предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 7 части 1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает в течение долгосрочного периода регулирования осуществление корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний в„– 760-э).
Пункты 43 и 44 Методических указаний в„– 760-э регламентируют учет достигнутой регулируемой организацией экономии операционных расходов. Согласно пунктам 2, 58, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения расчет операционных расходов осуществляется при установлении долгосрочных тарифов, что обусловливает особенности правового регулирования их включения в необходимую валовую выручку, в частности, возможность оставления экономии операционных расходов в распоряжении регулируемой организации (пункты 14, 66 Основ ценообразования).
Согласно пункту 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Системный анализ приведенных нормативных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в теплоснабжении в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Между тем, фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации. В качестве экономии операционных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования. Иное бы противоречило принципам тарифного регулирования, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в том числе принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.
Из анализа положений пунктов 16 и 17 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения следует, что при установлении (корректировке) тарифов регулируемая организация должна представить в регулируемый орган все необходимые документы, предусмотренные этими пунктами.
По результатам анализа статистической отчетности и документов, подтверждающих, по мнению общества, факт несения расходов в 2020 - 2021 годах при осуществлении регулируемого вида деятельности тарифным органом сделан вывод о том, что Общество с ограниченной ответственностью "И" при обращении в департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области с заявлением об установлении тарифа в первом периоде регулирования (в 2019 году) существенно завысило размер базового уровня операционных расходов.
Так, необходимая валовая выручка на 2020 год в части операционных расходов была принята органом регулирования в размере 1234,26 тыс. руб., в то же время административным истцом за указанный период были подтверждены фактические расходы лишь в размере 542,21 тыс. руб., из них 306,32 тыс. руб. - расходы на оплату труда, 220,98 тыс. руб. - расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, 14,91 тыс. руб. - расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. На 2021 год операционные расходы приняты департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области в размере 1239,41 тыс. руб., при этом Общество с ограниченной ответственностью "И" в отчетных формах предоставило информацию о фактически произведенных расходах в размере 535,63 тыс. руб. (105,0 тыс. руб. - расходы на ремонт основных средств, 230,12 тыс. руб. - расходы на оплату труда, 79,32 тыс. руб. - расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, 121,19 тыс. руб. - расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями), что, как отмечено административным ответчиком, ниже как произведенных расходов в предыдущем 2020 году, так и установленных расходов.
С учетом указанных обстоятельств и с целью соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей, недопущения установления повышенного уровня тарифа на тепловую энергию в следующем периоде долгосрочного регулирования административным ответчиком была произведена корректировка неподтвержденных операционных расходов, на что в судебном заседании указано представителем департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области.
Данный вывод тарифного органа согласуется с позицией Федеральной антимонопольной службы, изложенной в Письме от 07.06.2023 в„– ВК/44694/23, которой отмечено, что корректировка необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов, проводимая в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в порядке, установленном пунктами 49 - 57 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 в„– 760-э, предусматривает осуществление корректировки операционных расходов исходя из базового уровня операционных расходов и фактических значений индексов потребительских цен и индексов изменения количества активов, то есть без учета фактически понесенных регулируемой организацией расходов на оплату труда, расходов на ремонт основных средств и иных расходов, относимых к операционным расходам. В случае выявления органом регулирования превышения фактических операционных расходов регулируемой организации над операционными расходами, учтенными при установлении тарифов в долгосрочном периоде регулирования, указанные расходы учитываются в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующем долгосрочном периоде регулирования в порядке, предусмотренном пунктом 13 Основ ценообразования, при наличии экономического обоснования и документального подтверждения данными бухгалтерской и статистической отчетности, иными документами и материалами, представленными регулируемой организацией в соответствии с пунктами 16, 18 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 в„– 1075. Вместе с тем, в случае если по итогам долгосрочного периода регулирования фактические операционные расходы по отчетным данным регулируемой организации меньше операционных расходов, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, и указанное снижение не является экономией средств в понимании пункта 66 Основ ценообразования, данные средства исключаются органом регулирования из необходимой валовой выручки регулируемой организации в очередном долгосрочном периоде регулирования в случае признания указанных средств экономически необоснованными доходами в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования.
В судебном заседании нашли свое подтверждение обстоятельства того, что фактические операционные расходы за 2020 - 2021 годы по отчетным данным Общества с ограниченной ответственностью "И" меньше операционных расходов, учтенных при установлении долгосрочных тарифов, при этом данная разница не является экономией операционных расходов, в связи с чем расчет департаментом государственного регулирования тарифов Воронежской области размера необходимой валовой выручки в данной части следует считать верным.
Из экспертного заключения от 04.11.2022 видно, что эксперт произвел анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат в долгосрочном периоде регулирования, представленных в предложении об установлении тарифов Общества с ограниченной ответственностью "И". При расчете долгосрочных тарифов на 2023 - 2027 годы методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определена на основе долгосрочных параметров регулирования, в том числе, базового уровня операционных расходов, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются.
Уровень операционных (подконтрольных) расходов на 2023 год (первый год долгосрочного периода регулирования) установлен в соответствии с пунктом 37 Методических указаний в„– 760-э и принят экспертом в размере 583,34 тыс. руб.
Согласно положениям пунктов 71, 73 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных пунктом 73 Основ ценообразования.
Пунктами 57, 58 Основ ценообразования предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя. При этом операционные расходы включают в себя, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, расходы на обучение персонала.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов.
Согласно пункту 33 Методических указаний в„– 760-э базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 указанных Методических указаний.
Индексация операционных расходов регулируемой организации осуществляется в соответствии с пунктом 36 Методических указаний.
Таким образом, базовый уровень операционных расходов организации устанавливается на долгосрочный период регулирования и в течение такого периода пересмотру или изменению при корректировке необходимой валовой выручки не подлежит. При корректировке долгосрочных параметров регулирования операционные расходы устанавливаются только путем индексации базового уровня операционных расходов.
В данном случае, тарифный орган по итогам долгосрочного периода регулирования исключил установленную разницу между фактическими операционными расходами по отчетным данным регулируемой организации и операционными расходами, учтенными при установлении долгосрочных тарифов, из величины необходимой валовой выручки общества 2021 года, что административный истец ошибочно расценивает как двойную корректировку необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В силу пункта 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей такие показатели, как отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой деятельности (подпункт "а"); отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов (подпункт "б"); отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов (подпункт "в"); отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов (подпункт "г").
Расчет величины экономически обоснованных расходов по статье затрат "Корректировка с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов" осуществлен экспертом в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, пунктами 52, 55, 56 Методических указаний в„– 760-э.
В экспертном заключении от 04.11.2022 отражено, что в результате анализа фактических показателей за 2021 год корректировка необходимой валовой выручки составила с увеличением 931,84 тыс. руб., а с учетом индексов на 2022, 2023 годы - 1125,05 тыс. руб., что не оспаривалось административным истцом.
В материалы дела стороной административного ответчика предоставлен расчет фактической величины необходимой валовой выручки в 2021 году, определенной на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска тепловой энергии, который согласуется с данными экспертного заключения.
В части пояснений административного истца относительно того, что при определении корректировки расходов на топливо орган регулирования ошибочно учел плановый удельный расход условного топлива в размере 157,02 кг у.т./Гкал, поскольку в выписке из протокола заседания правления ДГРТ ВО от 18.12.2020 в„– 58 удельный расход топлива на 1 Гкал тепловой энергии составляет 160,2 кг у.т./Гкал, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 55 Методических указаний в„– 760-э при корректировке необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов, от значений, учтенных при установлении тарифов на 2020 год, определяются расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов.
В судебном заседании представитель административного ответчика указал, что экспертами департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области был проведен анализ статистической отчетности Общества с ограниченной ответственностью "И" за 2021 год, в точности, мониторинг ФАС форма 46-ТС (полезный отпуск), 22-ЖХК "Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы", 1-ТЭП "Сведения о снабжении теплоэнергией". Из данных, представленных организацией в статистической форме 1-ТЭП, выработка тепловой энергии составила 1163,53 Гкал (строка 89), объем отпуска в сеть по строке 99 показан в количестве 1028,31 Гкал, что соответствует данным формы 46-ТЭ (полезный отпуск), потери по строке 118 - 135,22 Гкал, в том числе в сетях (строка 119) - 135,22 Гкал. Однако, в пояснительной записке к предложению по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на 2023 - 2027 годы, Общества с ограниченной ответственностью "И" потери в сетях, принятые на период 2020 - 2022 годы тарифным органом, составляют 38 Гкал. Отпуск в сеть с потерями по данным организации равен объему выработки тепловой энергии (1028,31 + 135,22 = 1163,53) при отсутствии собственных нужд. При учете потерь, указанных в пояснительной записке организации, отпуск в сеть с потерями составил 1066,31 Гкал (1028,31 + 38). С учетом отсутствия по данным организации собственных нужд котельной удельный расход на вырабатываемую энергию при корректировке тарифа на 2021 год принят равному удельному расходу в сеть, то есть 157,02 кг у.т./Гкал. Объем отпуска в сеть принят экспертом при корректировке на 2021 год равным 1066,31 (1028,31 + 38) Гкал.
Также представителем департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области обращено внимание, что выручка за 2021 год в бухгалтерской отчетности (отчет о финансовых результатах за 2021 год) указана организацией в размере 2392 тыс. руб., что превышает выручку, указанную в стандартах раскрытия информации ФАС в фактических показателях по сумме 2130,67 тыс. руб. (на 261,33 тыс. руб.). При этом отсутствует обоснование отпуска тепловой энергии сторонним потребителям, в том числе, показания приборов учета тепловой энергии, подтвержденные бухгалтерской отчетностью, а при отсутствии достоверной информации от организации нет возможности принять отпуск в сеть на основе отчетности. Из представленной организацией информации сделан вывод о том, что собственные нужды на котельную отсутствуют, и, следовательно, выработка равна отпуску в сеть.
Учитывая изложенное, приказ департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 17.11.2022 в„– 68/27 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность) для общества с ограниченной ответственностью "И", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2023 - 2027 годов", принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения и имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "И" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Общества с ограниченной ответственностью "И" о признании недействующим со дня принятия приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области в„– 68/27 от 17.11.2022 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность) для общества с ограниченной ответственностью "И", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2023 - 2027 годов" - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.


------------------------------------------------------------------